Из истории праздника 8 марта

Закрыто
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

Об истории праздника 8 марта.

8 марта, современный праздник женщины, день весны и красоты, отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение.

Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты — хранительницы домашнего очага.

Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения.

Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. В то историческое 8 марта во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им ;избирательного права.

Однако ряд историков называют и другую — религиозную — причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа — евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса.
Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса своих чар, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы».
Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта) стал праздноваться как праздник Пурима.
Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном — дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось.

В 1911 году Женский день впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации "...научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.
Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску.

В 1977 году Организация объединённых наций объявила 8-е марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло, а 8-е марта стало просто праздником женщин, весны и любви.

http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie ... rabin.html
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

Свт. Иоанн Златоуст о библейской книге Есфирь.

Книга Есфирь называется так потому, что чрез Есфирь Бог спас иудеев, которым всем угрожала погибель, а Амана, строившего против них козни, наказал.

Царь Артаксеркс, отвергнув свою жену, искал в царстве своем красивейшую и благообразнейшую из всех женщин, чтобы взять ее себе в жены; такою и оказалась Есфирь, родом иудеянка. У нее был родственник Мардохей, взятый в плен в ту страну при Седекии. Царь, возвысив упомянутого Амана, повелел, чтобы все покланялись ему. Но так как Мардохей, служа Богу, не хотел поклоняться человеку, то Аман разгневался на него, и, узнав, что он иудей, убедил царя Артаксеркса и предпи­сал, чтобы все, находившиеся в царстве его, иудеи были истре­блены в один день двенадцатого месяца.

Узнав об этом, Мардохей сетовал и, совершив пост, обратился к Есфири с просьбою о помощи.
Есфирь, после поста и молитвы к Богу, украсившись женскими нарядами, без приглашения и в неурочное время вошла к царю, — а входить без приглашения не позволялось; но она надеялась не на удобное время, а на мо­литву. Когда царь удивился необыкновенному ее поступку, она от страха упала. Но Бог переменил гнев царя на милость и кротость; он встал и поднял жену, увещевал ее не бояться и позволил ей просить, чего хочет. Она просила царя придти к ней на пир вместе с Аманом, и не один раз, но дважды. Аман от радости и восторга, что удостоился приглашения от царицы, еще более возгордился пред Мардохеем и приказал поставить высокое дерево, намереваясь на следующий день повесить на нем Мардохея.

Между тем царь, по благому прови­дению Божию, не мог заснуть в ту ночь и приказал читать ему памятные записки его дел. При чтении их встретилась запись о добром деле, сделанном для него Мардохеем, именно: когда два евнуха злоумышляли против царя, то Мар­дохей открыл это царю и уличил их. Из внимания к услуге Мардохея, царь хотел оказать ему достойную почесть.
Когда утром вошел к нему Аман, царь спросил его: какой почести достоин тот, кто оказал благодеяние царю? Аман, ду­мая, что царь спрашивает о нем самом, отвечал, что такой человек достоин быть назван вторым по царе. Потому царь приказал удостоить такой почести Мардохея, а Аману прика­зал идти впереди его.

Есфирь же, воспользовавшись случаем, стала ходатайствовать за иудеев. Когда царь, изъявив сожа­ление о беззаконном повелении против иудеев, разгневался на Амана, то сам Аман стал просить Есфирь в отсутствие царя, припав и обнимая ее колена. Царь, увидев Амана при­коснувшимся к ногам царицы и подумав, что он делает это с постыдною целью, приказал самого Амана повесить на том дереве, которое он приготовил для Мардохея. Тогда царь предписывает, чтобы все иудеи были оставлены в безопасности, а враги их были истреблены ими. Истреблено было пятьдесят тысяч человек.

Потому учрежден праздник в четырнад­цатый и пятнадцатый день двенадцатого месяца, который назы­вается Адар; а сам этот день на их языке называется фурим (у св. И. Златоуста: фура). Потому в этот день иудеи сжигают изображение Амана и празднуют память своего избавления. Этим и оканчи­вается книга.

(свт.Иоанн Златоуст, т.6, кн.2, "Обозрение книг Ветхого Завета", Книга Есфирь).


Толковая Библия Лопухина. Толкование на книгу Есфирь:
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_20/1
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

Святые Отцы о случае с царицей Есфирь и Мардохеем:

«Высокая душа, душа с надеждою небесною, с презрением к тленным благам мира, неспособна к мелкой человекоугодливости и низкопоклонности. Ошибочно называешь ты эту душу гордою, потому что она не удовлетворяет требование страстей твоих. Аман! Почти благословенную, Богоугодную гордость Мардохея! Эта, в очах твоих гордость — святое смирение. (Книга Есфирь, гл. IV-VII. Аман, македонянин, был любимцем и первым вельможею Артаксеркса, царя Персидского. Мардохей, иудеянин, принадлежал к числу придворных, и, будучи глубокого благочестия, не позволял себе человекоугодничества, не пресмыкался пред временщиком. Такое поведение Мардохея привело Амана в неистовство; он приготовил высокую виселицу, чтоб казнить на ней ненавистное ему исключение из общего низкопоклонства. По коловратности земных положений обстоятельства изменились, — и Аман повешен на виселице, воздвигнутой им для Мардохея).
Смирение — учение евангельское, евангельская добродетель, таинственная одежда Христова, таинственная сила Христова. Облеченный в смирение Бог явился человекам, и кто из человеков облечется во смирение, соделывается Богоподобным» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.51).

«Мы же, облеченные в худейшие рубища, хотим или не хотим, должны все, что Бог ниспошлет нам свыше, принимать с благодарностью и сносить терпеливо. Мы все подлежим бедам и печалям – для одних из нас предназначен удел золотой и роскошный, для других – тесный и тернистый. И что же? Бог оградил всех Своим попечительством и равно всех сохраняет: связаны бывают иногда и связавшие других. Вся жизнь наша – труды в поте лица, и еще более – казнь и мучение. Мы должны приучать себя довольствоваться тем, что Бог нам посылает, и пребывать в том звании, к которому кто призван, не спрашивая почему, зачем я, а не иной кто?... Величайшее для нас успокоение предавать себя Богу во всем, что бы ни произошло с нами; да будут всегдашним сознанием нашим выражения: "Так благоволит Бог","Так Богу угодно" и "Нет никого, столь сильного, кто бы мог противиться Его святой воле." Это самое сознавал и исповедал пред Богом Мардохей в своей горячей молитве о спасении Израильтян от наветов Амановых, говоря: "Господи, Господи, Царю Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля."» (свт.Иоанн Тобольский, «Иллиотропион», кн.1, гл.5).

«Мардохея Израильтянина Аманов язык умыслил убить, но Божиим Промыслом противное тому учинилось. Мардохей прославился, Аман же на дереве, которое к погибели Мардохею уготовил было, повешен, и так в ров, который неповинному уготовил, сам впал (Есф.гл.7). Те же суды Божии и ныне показываются. Тот же Бог милостью Своей и ныне призирает на терпящих и хульный язык смиряет, возносит и ныне мытарей, смиряющихся и милости от Него ищущих, и смиряет фарисеев, хвалящихся о своей исправности, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:14). Поэтому, уязвляемая клеветой и злоречием беззаконных людей душа, потерпи (ради) Господа, «мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14).» (свт.Тихон Задонский, «Об истинном христианстве», ст.5, гл.11).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

Царица Есфирь (мультфильм)

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

Есфирь Прекрасная (фильм)

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

(с 37 мин.) О празднике 8 марта и воцерковлении праздников. Дух фарисейский и важнейшее в законе.
https://www.paraklit.org/skype-besedy/006s

О воцерковлении некоторых светских и языческих праздников. Символы. 8-е марта
https://www.paraklit.org/3-zakon/revnos ... ebi#revtr2
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Из истории праздника 8 марта

Сообщение o.Serafim »

Если основная масса людей воспринимает праздник только в смысле дня женщин и в таком смысле его празднуют, то можно праздновать этот праздник

Мне кажется что в современном мире ни кто не празднует 8 марта с тем негативным историческим смыслом, как его пытаются представить в истории. - Ни кто не вкладывает в это праздник того исторического смысла, к которому пытаются привязать этот день.
Все его празднуют только в одном смысле - международный женский день, день женщин. И больше никакого смысла в празднование этого дня не вкладывают.
Поэтому, если основная масса людей воспринимает праздник только в смысле дня женщин и в таком смысле его празднуют, то это не является грехом. И можно праздновать этот праздник.

Если же в обществе начнут воспринимать этот праздник в ином смысле и вкладывать в него смысл дня феминисток, проституток, революционерок, Клары Цеткин, начала революции 1917г., или чего-нибудь подобного. - Тогда и праздновать этот день, вот в таком вот смысле, - будет являться грехом.

К примеру, рождественские колядки. Название "колядки" осталось от языческого бога Коляда, празднование которому и совершалось в это время язычниками. Колядками назывались песни в честь этого языческого бога, которые спевались язычниками во время этого празднования.
Но христианство противопоставило этому празднованию в честь языческого бога Коляды празднование, в это же самое время, Рождества Христова. И в процессе этого празднования стали спевать песни, посвященные рождеству Христову, Господу Иисусу Христу. Но старое название песен "колядки", спеваемых в это время, так и осталось. - Название песен осталось то же самое, но песни все стали посвященными уже не языческому богу Коляде, а Господу Иисусу Христу. И постепенно название рождественских песен "колядки" и смысл этого слова стали восприниматься только как рождественские песни, посвященные Господу Иисусу Христу.
Это пример того, как смысл слова с греховного для христиан изменился в процессе жизни людей на богоугодный, прославляющий Господа Иисуса Христа. И слово "колядки" христиане стали употреблять и употребляют только в смысле рождественских песней, посвященных рождеству Господа Иисуса Христа.
Закрыто

Вернуться в «Ответы о.Серафима»