Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Сообщение admin »

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)

Слово въ день св. апостоловъ Петра и Павла.

Изображение

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ Слово Божіе (Евр. 13, 7).

Пріятно, конечно, и воспоминать такихъ наставниковъ, каковы были св. апостолы Петръ и Павелъ, коихъ богодухновенная проповѣдь обращала тысячи, заставляла умолкать уста мудрыхъ и сильныхъ міра, коихъ живое и дѣйственное слово гремѣло до концевъ вселенной и потрясало самыя закоренѣлыя сердца, коихъ святая и чудодѣйственная жизнь свѣтилась во тьмѣ міра, подобно лучезарному свѣтилу, озаряющему насъ свѣтомъ полудня. Но при этомъ свѣтломъ воспоминаніи, можетъ быть, возникаетъ въ душѣ вашей, брат., и нѣкое грустное чувство. Какъ счастливы, подумаете, были тѣ люди, которые сами слышали богодухновенную проповѣдь св. апостоловъ, видѣли собственными очами и ихъ великіе подвиги и ихъ славныя чудотворенія! И не несчастны ли мы, на долю коихъ осталось одно воспоминаніе, а не видѣніе или слышаніе великихъ, богоизбранныхъ проповѣдниковъ Евангелія Христова, самовидцевъ и свидѣтелей ипостаснаго Слова Божія, пріявшихъ непосредственно отъ Самого Господа и слово жизни и спасенія, и силу чудотвореній, и власть отпущати грѣхи человѣкомъ?

Правда, воспоминать наставниковъ давно умершихъ не то, что пользоваться живущими: и слова и дѣла живаго человѣка такъ же живы, какъ и онъ самъ, дѣйствуютъ непосредственно на наши чувства, а потому и впечатлѣніе ихъ живѣе, полнѣе и совершеннѣе. Но, съ другой стороны, и воспоминаніе имѣетъ свои преимущества предъ видѣніемъ и слышаніемъ, именно въ томъ, что оно дѣйствуетъ не на чувства внѣшнія, способныя поражаться, но вмѣстѣ и обманываться и заблуждаться, а на чувство внутреннее, на сердце, разумъ и совѣсть,и потому и поученіе чрезъ воспоминаніе менѣе поразительно, но болѣе глубоко и сильно. Въ этомъ отношеніи благоговѣйное воспоминаніе наставниковъ умершихъ даже лучше и полезнѣе, нежели слышаніе или видѣніе живыхъ.

Въ самомъ дѣлѣ, когда мы читаемъ въ Писаніи о чудныхъ дѣйствіяхъ святой ревности мужей богоизбранныхъ; когда видимъ Илію, приводящаго въ трепетное молчаніе студныхъ пророковъ вааловыхъ и весь народъ израильскій; когда смотримъ на Моисея и Даніила, коихъ грозное слово потрясаетъ страхомъ чертоги царей, гдѣ слышались дотолѣ одни боязливыя слова ласкательства; когда взираемъ на Предтечу Христова, смѣло обличающаго Ирода, — на Петра, укоряющаго цѣлый Синедріонъ въ христоубійствѣ, — на Павла, неустрашимаго и въ узахъ и устрашающаго правителей народныхъ: то сердце наше исполняется благоговѣніемъ, душа соревнуетъ симъ ревнителямъ славы Божіей, мы приходимъ въ восторгъ и умиленіе, мы желали бы видѣть этихъ чудныхъ мужей, слышать ихъ молніеносное слово. Но если вникнуть глубже въ эти чувствованія, то откроется, что пламенная ревность посланниковъ Божіихъ пріятна для насъ только издали, во глубинѣ временъ, когда она не касается насъ самихъ, не трогаетъ нашихъ слабостей и пороковъ, нашихъ привязанностей и страстей. Что-жъ, если бы эти великіе ревнители славы Божіей и чистоты нравовъ явились между нами; если бы мы сами, съ своими слабостяти и пороками, были предметомъ ихъ грознаго обличенія; если бы ихъ прозорливое око проникло во глубину сердца нашего, и ихъ молніеносное слово обнаружило наши тайныя мысли и чувства, желанія и стремленія; если бы Илія или Предтеча стали посреди насъ и сказали: что храмлете на обою плесну? Како убѣжите отъ грядущаго гнѣва? Сотворите убо плоды достойны покаянія (Лук. 3, 7-8). Если бы Петръ, видя невѣрность сердца нашего предъ Богомъ, сказалъ намъ: почто сатана исполни сердце ваше солгати Духу Святому (Дѣян. 5, 3)? Если бы Павелъ пришелъ къ намъ съ своею палицею, чтобы предать сатанѣ беззаконнующихъ, и сказалъ намъ со властію апостольскою: измите злое отъ васъ самихъ, очистите себе отъ всякія скверны, плоти и духа; или не вѣсте, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? Аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ его Богъ (2 Кор. 7, 1; 1 Кор. 3, 16-17)? Не убѣжали-ль бы мы сами отъ ихъ всепроницающаго взора, какъ убѣгали отъ нихъ многіе современники? Не возненавидѣли-ль бы ихъ и мы, какъ ненавидѣли ихъ обличаемые ими? Не стали-ль бы злословить и преслѣдовать ихъ, и не подверглись ли бы за то страшной участи, на которую осуждены избившіе пророковъ? Вспомните, братіе мои, что и іудеи, распявшіе Господа и гнавшіе посланныхъ Имъ апостоловъ, говорили: «еслибымы были во дни отцевъ нашихъ, не были бы сообщниками имъ въ пролитіи крови пророковъ»; что и люди, преслѣдовавшіе и избивавшіе посланниковъ Божіихъ, мнились службу приносити Богу. Итакъ, не есть ли это — дѣло любви, милосердія и снисхожденія Божія къ нашей немощи, что намъ дано видѣть и слышать сихъ грозныхъ провозвѣстниковъ правды и суда Божія не вблизи, а въ отдаленіи вѣковъ; что ихъ живое и дѣйственное слово не падаетъ на главу нашу, какъ близкая молнія, и не поражаетъ насъ громомъ, а тихо проникаетъ въ сердце наше, какъ животворный лучъ отдаленнаго свѣтила; что мы можемъ прилагать грозное слово ихъ къ язвамъ своей совѣсти не какъ раскаленное желѣзо всенароднаго обличенія, а какъ умягчающій пластырь тайннаго вразумленія?

Съ другой стороны, живя въ тѣлѣ, самые великіе праведники являлись и были подобострастными намъ человѣками. Вся слава дщери Царевой, души богоподобной, внутрь, а со внѣ они являются якоже и прочіи человѣцы, какъ говоритъ препод. Макарій. Высота совершенства ихъ покрыта покровомъ глубокаго смиренія и ихъ св. подвиги сокрыты отъ очей міра въ тайнѣ всевѣдѣнія Божественнаго, а со внѣ ихъ дѣйствія могутъ быть неодинаково судимы, пересуждаемы и осуждаемы по произволу человѣческому. Нуженъ даръ разсужденія духовомъ, чтобъ отличать истинно духовныхъ учителей отъ лживыхъ пророковъ. Нужна крѣпкая вѣра, чтобъ, не соблазняясь уничиженнымъ видомъ и смиренною долею, въ коихъ являлись современникамъ истинные посланники Божіи, постигнуть ихъ духовную высоту и славу. И не здѣсь ли причина, почему между современниками великихъ наставниковъ вѣры и благочестія христіанскаго весьма немногіе, не соблазняясь ничѣмъ видимымъ, могли постигнуть ихъ духовное величіе, прилѣпиться къ нимъ сердцемъ своимъ и успѣшно воспользоваться ихъ обличеніями и наставленіями? Не говорили-ль и о Самомъ Спасителѣ: не сей ли есть сынъ Іосифовъ, и Мати Его Маріамь и братія Его въ насъ суть? И, говоря такимъ образомъ, отвращали слухъ свой отъ Его спасительнаго слова, не вѣровали даже чудесамъ Его. Не говорили-ль и о св. Павлѣ: что сей суесловивый хощетъ глаголати, когда онъ проповѣдывалъ глаголы живота вѣчнаго? Не изгоняли-ль изъ градовъ, не заключали-ль въ темницы, не предавали-ль смерти св. пророковъ и апостоловъ? Не лишали-ль святительскихъ каѳедръ и не изгоняли-ль въ ссылку великихъ Аѳанасіевъ, Григоріевъ и Златоустовъ, которые были свѣтилами своего вѣка, украшеніемъ Церкви Божіей? Не издѣвались-ли надъ великими подвижниками, какъ надъ малоумными и странными? То же самое въ большей или меньшей мѣрѣ бываетъ со всѣми святыми, которые въ очахъ міра всегда кажутся буіими, которыхъ житіе не подобно другимъ. Итакъ, не блаженнѣе ли мы, не видѣвшіе апостоловъ Христовыхъ тѣлесными очами, но видящіе ихъ вѣрою, взирающіе на скончаніе жительства ихъ, ознаменованное присутствіемъ въ нихъ благодати Божіей, когда Самъ нелицепріятный Судія міра оправдалъ ихъ жизнь и ученіе чудодѣйственнымъ прославленіемъ, когда смерть отъяла и очистила все земное и явила небесную чистоту ихъ жизни и ученія? Не блаженнѣе ли мы, видящіе ихъ не въ уничиженіи и безчестіи, а въ славѣ вѣчной, не въ гоненіи, темницахъ и узахъ, а въ обителяхъ блаженства и въ славѣ царства Христова? Сія-то небесная слава прославленныхъ Богомъ святыхъ мужей, глаголавшихъ намъ Слово Божіе, и служитъ для насъ, брат., несомнѣннымъ залогомъ того, что исповѣданное и проповѣданное ими ученіе вѣры и благочестія истинно и спасительно, что пройденный ими путь жизни ведетъ несомнѣнно ко пристанищу живота вѣчнаго, что вѣрованіе ихъ слову и послѣдованіе ихъ ученію и жизни можетъ привести и насъ туда, гдѣ они царствуютъ нынѣ со Христомъ Господомъ въ Его славѣ.

Но какъ, скажете, поучаться у наставниковъ, которыхъ не видимъ? Какъ слышать уроки человѣка, жившаго за многія столѣтія и тысячелѣтія? Чѣмъ замѣнить близость живаго наставленія? Близость въ духѣ измѣряется, брат., не разстояніемъ мѣста и времени, но мыслію, желаніемъ и любовію, созерцаніемъ, молитвою и вѣрою. Что сближаетъ живущихъ другъ съ другомъ? Не видѣніе и слышаніе, а единомысліе, сочувствіе и любовь. Чѣмъ пріемлемъ и усвояемъ себѣ слова живаго наставника? Не слухомъ внѣшнимъ, а слухомъ внутреннимъ, вниманіемъ, довѣріемъ или вѣрою. Безъ вѣры все слышанное нами есть для насъ пустой звукъ. Невѣрію и въ словахъ Самого Христа Спасителя слышалась хула: что сей глаголетъ хулы? говорили фарисеи, между тѣмъ какъ вѣра истинная обрѣтала въ нихъ глаголы живота вѣчнаго. Невѣрію и изъ устъ св. Павла слышалось суесловіе: что сей суесловивый хощетъ глаголати? говорили о немъ Аѳиняне, между тѣмъ какъ вѣра истинная принимала слово Его, яко воистину Слово Божіе. Но вѣра, брат., не знаетъ разстоянія мѣстъ и временъ: она сближаетъ насъ и съ давно жившимъ, но благоговѣйно воспоминаемымъ наставникомъ точно такъ же, какъ и съ присутствующимъ. И это тѣмъ болѣе удобно для насъ, что ничто важное, полезное и необходимое изъ ученія и жизни первыхъ учителей христіанства не утрачено; все сохранено для насъ въ богатой сокровищницѣ Слова Божія и преданія церковнаго. Ихъ богодухновенные глаголы всегда оглашаютъ слухъ нашъ въ храмахъ Божіихъ; ихъ духовные опыты жизни сохранились въ руководство намъ въ церковныхъ сказаніяхъ; ихъ живая и плодоносная вѣра олицетворяется предъ нами въ живыхъ образахъ ихъ богоугоднаго житія.

Итакъ, поминайте сихъ богодухновенныхъ наставниковъ нашихъ воспоминаніемъ вѣры, пріемля съ чистымъ сердцемъ духоносное слово ихъ, не аки слово человѣческое, но якоже есть воистину Слово Божіе. Поминайте воспоминаніемъ любви и возбуждайте въ сердцѣ своемъ сочувствіе къ ихъ святой жизни, къ ихъ святымъ помысламъ, чувствамъ и стремленіямъ, къ ихъ великимъ подвигамъ вѣры и любви. Поминайте воспоминаніемъ благодарности и молитвы, воздавая имъ честь, хвалу и благодареніе за ихъ великіе труды и подвиги въ благовѣствованіи міру Евангелія Христова, въ просвѣщеніи насъ свѣтомъ вѣры и благочестія, прося ихъ заступленія и ходатайства о насъ предъ Господомъ. Поминайте паче всего подражаніемъ ихъ богоугодному житію по вѣрѣ: ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7). Иначе, что пользы восхвалять святыхъ мужей, но не слушать ихъ богодухновеннаго слова, или, слушая, не исполнять ихъ наставленія, не послѣдовать ихъ ученію, житію, привѣту, вѣрѣ, долготерпѣнію, любви, терпѣнію? Что пользы не отвращать слуха своего отъ глаголаннаго ими Слова Божія, но и не обращаться всѣмъ сердцемъ къ глаголавшему въ нихъ Духу Божію. Прославляемые нами св. апостолы станутъ нѣкогда съ нами на судъ, и обличатъ насъ. Вы, скажутъ они намъ: вы справедливо почитали насъ истинными слугами Божіими, истинными другами Христовыми, ибо этой чести дѣйствительно сподобилъ насъ Господь; почему-жъ вы не хотѣли, подобно намъ, служить единому Господу преподобіемъ и правдою вся дни живота своего, блаугождать Ему всесердечнымъ послушаніемъ святѣйшей волѣ Его, исполненіемъ святыхъ и животворныхъ заповѣдей и повелѣній Его? Вы почитали память нашу празднествами; для чего же оскорбляли, вмѣстѣ съ тѣмъ, священные дни нашей памяти неблагоприличными забавами, грѣховными удовольствіями, непристойнымъ невоздержаніемъ, богопротивными дѣлами? Почему не освящали ихъ чувствами особеннаго благоговѣнія и страха Божія, чистотою и воздержаніемъ, дѣлами святыми и богоугодными? Вы прославляли наши добродѣтели и подвиги, восхваляли нашу ревность о славѣ Божіей, нашу кротость и смиреніе, наше незлобіе и терпѣніе, наше милосердіе и состраданіе къ собратіямъ своимъ, наше самоотверженіе и любовь; почему же не подражали намъ въ своей жизни, не старались усвоить себѣ эти богоподобныя и боголюбезныя добродѣтели, чтобы сдѣлаться, подобно намъ, сынами Вышняго, царскимъ священіемъ, языкомъ святымъ, людьми обновленія, человѣками воистину Божіими? Вы слышали или читали проповѣданное нами Слово Божіе; почему же не принимали его, какъ истинное Слово Божіе, съ живымъ и искреннимъ усердіемъ, любовію и благоговѣніемъ, не покорялись ему, какъ истинному Слову Божію, съ самоотверженіемъ и готовностію на всякое дѣло благое? Почему не возлюбили Слово Божіе такъ, чтобы оно было пищею души вашей, отрадою и услажденіемъ сердца, свѣтильникомъ ногамъ и свѣтомъ стезямъ вашимъ; чтобы оно сіяло въ сердцѣ вашемъ свѣтомъ живой вѣры, пламенемъ горячей любви къ Богу и ближнимъ, отраднымъ сіяніемъ живой надежды на Бога и упованія жизни вѣчной; чтобы оно служило живымъ и животворнымъ источникомъ всѣхъ вашихъ помысловъ и желаній, всѣхъ чувствованій и поступковъ; чтобы имъ управлялась и освящалась вся ваша жизнь и дѣятельность и внутренняя, и внѣшняя, и домашняя, и общественная? Такъ скажутъ намъ апостолы Христовы, и сдѣлаютъ насъ безотвѣтными на судѣ Божіемъ. Тогда мы на себѣ самихъ дознаемъ, что не слышателіе закона, а творцы закона, сіи, и только сіи, оправдятся предъ Богомъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ второй: Слова и Бесѣды на дни Богородичные и Святыхъ. — М.: Типографія Ф. К. Іогансонъ, 1889. — С. 339-347.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и П

Сообщение admin »

Поучение в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла — Св. Иоанн Кронштадтский

Изображение

Величаем вас, святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле,
весь мир ученьми своими просветившие
и вся концы ко Христу приведшия.



Господь достойно возвеличил во вселенной имена св. Апостолов: ибо они были учениками и сподвижниками Христа Бога, своим учением просветившие всю вселенную, бывшую во тьме и тени смертной, бесчисленные души привели от идолопоклонства к познанию истинного Бога и от нечестия к праведной жизни, на земле пожили небесно, как бесплотные ангелы, презрев все земное, как тленное и непостоянное, суетное и греховное; совершили бесчисленные чудеса, подъяли неимоверно великие труды и наконец положили души свои за веру в Господа своего. Вот в общих чертах заслуги св. Апостолов, и в особенности св. Апостолов Петра и Павла.
Нас, священнослужителей недостойных Господь удостоил звания и сана апостольского; потому наше дело, как и их, состоит в том, чтобы учить и просвещать людей, вверенных нашему руководству, чтобы они жили достойно звания христианского, со страхом и трепетом содевали свое спасение, исправляли сердца и нравы, огребались от похотей воюющих на душу, жили благоговейно, честно и свято, ожидая Господа с небес, грядущего судить весь мир. Все люди в мире гонятся за корыстью, иные по нужде, другие по привычке, по страсти; наше дело не гнаться за корыстью, не собирать богатство погибающее; наше дело, наша корысть есть спасение душ человеческих, искупленных кровью Сына Божия, да и свое собственное спасение. И горе, горе нам, если мы погонимся за корыстью, как Иуда искариотский. Тогда мы и себя погубим и души нам врученные от Бога: ибо может-ли, захочет-ли спасать души священник, которого сердце увлечено корыстью? Он знает цену только деньгам; и не знает, сердцем своим не знает, не чувствует, как дорого спасение души; спасение для него — пустое слово. Кто не заботится о своем спасении, тот станет-ли заботиться о спасении других? Нет, не станет. Потому апостолы Христовы все земное сочли за сор, а спасение душ человеческих считали главнейшим своим делом. О, как они любили людей, и как любили души человеческие, столь дорогой ценой, то есть кровью Сына Божия искупленные от вечного проклятия! Они любили их любовью Христовой, день и ночь уча каждого человека со слезами. Читайте письма или послания апостолов к жителям разных городов, в коих они проповедовали слово Божие, или к отдельным лицам; вы увидите, какая горячая, огненная, божественная любовь проникала и воспламеняла их сердца! И в самом деле, что может быть дороже спасения души человеческой, которая есть образ и подобие бессмертного Бога! Весь мир не стоит одной души. Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Матф. 16:26).
И так, братья мои, более всего заботьтесь о спасении душ своих во грехах погибающих. Время жития земного коротко, а вечность не имеет конца; при том же конец здешней жизни не известен. Поспешите умилостивить Бога покаянием, сокрушением сердца, исправлением жития. Вас, св. первоверховнии Апостоли Петре и Павле, молим, молите о нас Бога нашего, да направит Господь сердца и помышления наши ко спасению, да умягчит, да исправит и утвердит, и нас всех да помилует и спасет. Аминь.
Ответить

Вернуться в «Петров пост»