Компьютер и малыши

В этом разделе планируется помещать статьи, которые призваны помочь современным родителям идти средним, "царским" путём в воспитании детей. Как нужно построить отношения с детьми, чтобы, по слову нашего русского философа, проф. Ивана Ильина "открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, ...- духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души..."
Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Компьютер и малыши

Сообщение admin »

Ребенок и компьютер: стоит ли откладывать знакомство?


Чтобы каждый родитель мог сделать вывод о том, в каком возрасте и в каком объеме позволять ребенку знакомиться с компьютером (планшетом, айфоном, игровой приставкой), давайте прежде всего посмотрим на негативные эффекты такого общения ребенка с техникой. Безусловно, родителям очень удобно, когда ребенок подолгу занимается за компьютером. Тихо, никто не отвлекает, не задает никаких вопросов, не просит поиграть. Но проходит время и родители начинают замечать немало неприятных последствий такого времяпровождения. Давайте на них посмотрим.

1. Ребенку все остальное может стать не интересно. По сравнению с ярким, увлекательным, цветным, фантастическим миром, который предлагает компьютер, реальный мир уходит на второй план. Все вокруг начинает казаться блеклым и неинтересным. Ребенок перестает удивляться простым вещам — листику в луже, желудю в траве, бегущим по небу облакам, жучку, который заполз в дом, солнечному зайчику на стене. Компьютерные занятия и игры способны вытеснить из жизни ребенка остальные развивающие занятия и интересы.

2. Ребенок привыкает все делать поверхностно. В компьютере не нужно прилагать много усилий, чтобы все двигалось и летало. Достаточно нажимать на кнопки. Хочется, чтобы и в настоящей жизни было так же легко. Эта простота подкупает, ребенок привыкает к ней. И у него могут постепенно утрачиваться усидчивость, старательность, терпение. Зачем что-то долго и кропотливо стараться делать, если можно просто нажать кнопочку, и все произойдет? Зачем терпеливо вырезать, штриховать, рисовать, складывать, составлять руками, если все это будет само летать, собираться, вырезаться, штриховаться с легкостью, да еще под приятные песенки? А если что-то не получилось, всегда можно «заново начать» игру.



3. В случае регулярных игр «в стрелялки», которые так любят мальчики, у ребенка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в других кажется прикольным и увлекательным.

4. Вокруг компьютера постоянно происходят конфликты между родителями и ребенком (так же, как и вокруг телевизора). Малыш требует компьютер, закатывает истерики, не может спокойно пережить, что пришло время заканчивать играть. Для него компьютер становится самым притягательным и интересным объектом в доме.

5. Родители (как правило, мама) испытывает чувство вины и беспомощности, когда ситуация заходит слишком далеко. Они чувствуют, что теряют контроль над количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером. Расстраиваются, переживают, сердятся, чувствуют, что «что-то не так», но ограничить ребенка становится все сложнее.

6. Ребенок идентифицирует себя с компьютерным персонажем (персонажами) и ему хочется подражать ему, повторять их действия в реальной жизни. Это деформирует его представление о себе, о своем «Я», мешает его самоидентификации. Маленькие дети очень впечатлительны и они быстро начинают подражать тому, что им нравится и что их увлекает.

7. Родители все меньше и меньше времени начинают проводить за играми, занятиями и разговорами с ребенком. Компьютер может стать удобным заменителем маминого внимания и общения.

Перечислять можно долго. Но думаю, этой информации достаточно для того, чтобы родители приняли разумное решение. Я бы рекомендовала как можно дольше оттягивать знакомство ребенка с компьютером до тех пор, пока оно действительно не станет необходимостью. Пусть ребенок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живет реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придет время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

Екатерина Буслова
Детский и семейный психолог
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Компьютер и малыши

Сообщение admin »

Поколение iPad: могут ли планшеты навредить развитию детей?


Современным деткам - современные игрушки. Если раньше мы с радостью гоняли в мячик и строили конструкторы, нынешним детям подавай "игрушки" подороже - скажем, iPhone или iPad. Американский телеканал ABC решил выяснить, как эти девайсы влияют на малышей. Для этого они провели собственный эксперимент, отобрав у трех девочек любимые "iИгрушки" на месяц. Смотрите, что из это получилось, на видео ниже.



Основных проблем вырисовывается две. Первая - низкий уровень т. н. "отвлекаемости", что в переводе с языка психиатров означает, что ребенок, увлеченный игрой на девайсе, практически не реагирует, когда к нему обращаются. Вторая - если с детства успокаивать детей, запихивая им в руки планшет или смартфон, они могут попросту стать неспособными успокаиваться самостоятельно.

Удивительно, но если верить исследованиям, долгое сидение перед экраном не так уж пагубно влияет на зрение ребенка. От пассивного сидения перед экраном больше страдает его поведение. Этот аргумент очень удачно взяли в оборот разработчики детских приложений, которые это самое "сидение" пытаются сделать активным. Так, даже в игре Angry Birds они находят "глубокий смысл": мол, это детки не просто по свиньям стреляют, а учат законы физики, глядя на то, как рушатся стены.

Кстати, про "несчастных" девочек, у которых забрали любимые гаджеты. Поначалу они пытались подменить девайсы обычными игрушками, воображая, что до сих пор держат в руках смартфон или планшет. Со временем они, конечно, вспомнили про старые добрые куклы, но как только iPhone попали к ним руки, дети, не раздумывая, упали там, где стояли (в прямом смысле), и принялись клацать на тачскрину.

Уж не знаю, какому маленькому вундеркинду придет в голову искать в Angry Birds физику, но вывод из всего можно сделать один: игры с девайсами нужно жестко дозировать. Особенно, если детвора начинает подменять ими живое общение и игры с друзьями. Откровенно говоря, не думаю, что отечественным деткам очень грозит превратится в "поколение iPad", учитывая, что даже не каждый взрослый украинец может себе позволить такие "игрушки".
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Компьютер и малыши

Сообщение admin »

Детство с планшетом: польза или вред?

Задуматься над этим вопросом заставил недавний случай из жизни: в очереди на оплату коммунальных платежей стоит молодая мама с двухлетним сынишкой. Ожидание затянулось, но ребёнок совсем не капризничал - в руках он держал смартфон, из которого доносились звуки какого-то развивающего приложения. Казалось бы, всё здорово. Только что-то определённо было не так. Что-то в отсутствующем взгляде крохи: с одинаковым безразличием, без единой эмоции он смотрел то на дисплей, то куда-то в пространство перед собой. Да и вообще за 20 минут наблюдений мама и малыш не обменялись ни словом…
Вспомнилась крылатая фраза из мультфильма: «до чего техника дошла…» А может, это мы сами идём в неправильном направлении? Очень многие родители сегодня обеспокоены тем, что ребенок много времени проводит у компьютера (планшета, смартфона и т.д.) Другие, напротив, видят в этом большие возможности для развития ребёнка. Некоторые, правда, видят в информационных технологиях спасение для самих себя: купил ребёнку недорогую «игрушку» и свободен, - чадо само себя развлечёт. Однако психологи и социологи уже давно заметили, насколько меняется детство у ребенка с появлением в каждой семье подобных устройств: нынешнее поколение рискует стать «обезличенным» по сравнению с детьми, родившимися на 10-15 лет раньше. Те счастливчики ещё успели пережить живые, а не виртуальные приключения, игры, общение…


Согласно статистике, опубликованной «Common Sense Media», 38% американских двухлеток (и более юных созданий), а также 61% американских трёхлеток играют с планшетами и смартфонами. Другое исследование показало, что 12% детей возрастом до трёх лет не просто используют гаджет время от времени, но и единолично владеют им. У нас картина пока что несколько иная, но прогноз звучит достаточно правдоподобно. Понятно, что детки не находят электронные «таблетки» в капусте: им их дают заботливые родители - как правило, для развивающих игр.
«Развивалки» — это модно и очень практично. Создатели этих игрушек обещают развивать координацию рук, мелкую моторику, фокусировку глаз даже для новорожденных. Играя в игры на планшетах и телефонах, можно выучить алфавит, начать составлять слова, научиться читать и считать, а также развивать логику, абстрактное мышление и внимательность. Кроме того, в процессе игры ребёнок познакомится с основами работы на современных девайсах: касаться экрана и перетаскивать предмет, перелистывать страницы, выбирать нужный предмет и многое другое.

Специалисты не исключают возможность того, что интерактивные приложения могут иметь определённое значение для малышей. В некотором смысле, они являются альтернативными версиями игр, в которые играли мы сами, будучи детьми. Но в тоже даже приложения, которые имитируют традиционные развлечения, не могут научить детей важным навыкам, приобрести которые можно только благодаря действиям в реальном физическом мире с его тремя измерениями, - напоминает доктор Дмитрий Христакис, директор Центра детского здоровья, поведения и развития в Сиэтле (США).


Занятые родители знают, что «цифровая няня» может подарить им несколько минут драгоценного времени. Но часто случается так, что это самое время взрослые сами тратят на игры в смартфоне или планшете, пока ребёнок предоставлен сам себе. Проведенное недавно в Швеции исследование показало, что каждый пятый взрослый периодически теряет ребёнка — попросту забывает про него, уставившись в телефон! А 33% родителей признаются, что слышали упреки своих чад в излишнем увлечении электроникой, но все равно не могут остановиться и вылезти из сети. Кроме того, 57% мужчин, принявших участие в опросе, признали, что периодически предлагают своему малышу поиграть с «таблеткой», пока отдыхают. 27% подтвердили, что делают так всегда…
Американская академия педиатрии (AAP) высказала озабоченность по поводу задержек речи и нарушения сна у маленьких детей, ответственность за чьё развитие и досуг родители перекладывают на электронные устройства. По мнению психологов в Англии, чем больше дети проводят времени со смартфоном или планшетом, тем хуже они социализируются, чаще возникают проблемы в реальном общении. Что не удивительно: они замыкаются в виртуальном мирке, где все просто и понятно – ты нажимаешь на кнопку и получаешь моментальный результат.



Дети постарше (школьники и даже дошкольники) получают планшет или смартфон в безраздельное пользование и начинают проводить с ним часы, пока устройство не разрядится в ноль. Оставим в стороне разговоры о вреде для зрения и синдроме запястного канала… существует также предельная нагрузка на мозг ребёнка: он не способен воспринимать такие объёмы информации без перерыва, что ведет к переутомлению, снижению когнитивных функций, памяти, внимания.
Когда родители заняты, лучшим решением может быть просто отключение всех электронных игрушек, вместо того, чтобы позволять детям использовать их без присмотра. «Мы знаем, родители не могут быть вместе со своими детьми 24 часа в сутки и 7 дней в неделю», - настаивают специалисты, - «Однако не стоит забывать, что когда мы были детьми, наши мамы просто оставляли нам время, чтобы мы сами заняли себя чем-то. Поймите: ребёнок (как и взрослый) не нуждается во внешней стимуляции каждую секунду дня. В этом нет ничего полезного!» Психологи предлагают компромисс: ограничьте время для электронных игр, а вместо этого поиграйте в шахматы, настольные игры, прогуляйтесь в музе или лес. Иными словами, займите детей и покажите им реальный мир, заинтересуйте их.

Ещё одно большое различие между современными детьми и их недавними предшественниками заключается в том, что первые с головой погружены в просмотр фильмов и развлекательных передач, тогда как для вторых роль планшета или смартфона с успехом заменяли книги. К сожалению, большинство нынешних школьников читают пугающе мало, и пространства для развития воображения остается всё меньше… не говоря уже о тонкой душевной организации. Если бы родителям удалось совместить приятное с полезным (смартфон с электронной адаптацией хороших книг), было бы одной проблемой меньше.

Изображение

Дети очень чутко чувствуют, в каком направлении изменяется мир, - возможно, это механизм социального приспособления. И сегодня они очень активно осваивают всевозможные IM-мессенджеры. Но появление смартфонов и планшетов, а также их доступность приводит к тому, что сегодняшнее поколение уже предпочитает скрытые от посторонних коммуникации. Вместо того, чтобы, находясь в одной комнате, обменяться мнениями в полный голос, отправляют друг другу СМС. Подростки шлют смайлики тем, кто находится рядом, но не улыбаются в реальной жизни! Это несколько пугает, так как делает наши чувства беднее, и внешне они не проявляются, как раньше.
Нынешние дети много теряют, и очень важно не отмахиваться от этой проблемы. Нужно водить на природу, в походы, заниматься в кружках, читать вместе книги, выбираться в гости для общения с другими детьми и взрослыми... Одним словом, показывать жизнь во всех её проявлениях, чтобы компенсировать недостаток реального взаимодействия с миром.
Ответить

Вернуться в «Воспитание детей»