К.Д. Ушинский О воспитании

В этом разделе планируется помещать статьи, которые призваны помочь современным родителям идти средним, "царским" путём в воспитании детей. Как нужно построить отношения с детьми, чтобы, по слову нашего русского философа, проф. Ивана Ильина "открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, ...- духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души..."
Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

К.Д. Ушинский О воспитании

Сообщение admin »

К.Д. Ушинский
О воспитании


1. Смысл, сущность и значение христианства в жизни человека.

«Христианство не только основано на откровении, но оно связано также с неумолкаемой и всеобщей потребностью души человеческой».

«Христианская идея выведена из глубокого понимания души человеческой и ее законов. Такого глубокого понимания души и ее коренных свойств мы не встречаем нигде (больше): ни в философско-религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада».

«Христианство — величайший элемент жизни человечества».

«Христианство есть жизнь».

2. Значение христианства в деле общественного воспитания народов.

«Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, — это идеал, представляемый нам христианством».

«Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства».

«Христианство дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию».

«Религия есть необходимое основание воспитания».

«Христианство должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины».

«Христианство — это неугасимый светоч, идущий вечно… впереди человека и народа, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью».

3. Значение христианства в жизни, образовании и воспитании европейских народов.

«Христианство составляет основу европейской жизни».

«У каждого европейского народаесть три основы общественного воспитания: народность, христианство и наука».

«Христианство, бесспорно, есть один из главнейших элементов образования у европейских народов».

Поэтому, «всякое европейское общественное воспитание, если захочет быть народным, то прежде всего должно быть христианским».

4. Значение христианства в жизни и воспитании русского народа.

Русская народность пронизана «неисчерпаемо глубоким религиозным чувством, ищущим свободы».

«Древняя православная религия превратилась в плоть и кровь русского народа … (стала) народной религией».

«С ней неразрывно срослось все, что есть лучшее в природе русского народа».

Христианские «убеждения святы и дороги для русского народа».

Материнской «родимой грудью для нас является наша народная религия».

«Наша святая вера хороша… Она удовлетворяет человеческой натуре, открывает ей бесконечность, а не эгоистическую деятельность; дает терпимость, не признает ничьей власти над совестью (человека), не допускает произвола, хранит исторические предания, признает свободу воли».

Наша «древняя религия – вот что должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни, а не насильственным, чуждым народности подражанием Западу».

«Знаем, что для многих наша народная религия как необходимый элемент воспитания кажется требованием излишним и стеснительным. Тем не менее, считая своей святой обязанностью в таком великом деле, как народное воспитание, выражать свои глубочайшие убеждения, мы скажем, что уже по одной народности этой религии… всякий, кто не хочет показать, что не любит и не уважает русского народа, должен если не с любовью, то, по крайней мере, с глубочайшим уважением прикасаться к тем (религиозным) убеждениям, которые для русского народа святы и дороги и с которыми неразрывно срослось все лучшее, что есть в его природе».

«Если, воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к душе его, то во сколько раз должно быть больше это уважение к душе народа, когда мы принимаемся за дело его воспитания».

«Наша народная религия (есть) величайшее сокровище, неисчерпаемый и уже существующий источник нравственного и умственного развития … . Будем жедорожить этой исторической основой, столь же христианской, человеческой и художественной, сколько и народной».

«Истинная, добросовестная наука, какого бы ни были личные верования самого ученого, … (не только) найдет возможность построить и народное образование на прочной основе нашей народной религии, но и будет дорожить этой исторической основой».

5. Значение христианства в педагогике.

«Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве».

«Не будем забывать, что величайшие (педагоги), двигатели дела народного воспитания: Франке, Песталоцци, Арнольд именно в христианстве почерпнули силы для своей плодовитой и энергичной деятельности, пересоздавшей воспитание Европы».

6. Место и значение педагогики среди отраслей человеческой деятельности.

«Воспитание — величайший вопрос человеческого духа».

«Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будушего нашей родины».

«Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».

7. Воспитание — это искусство.

И всякое искусство, оно «требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки».

«В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое».

8. Любовь как главное средство воспитания.

«Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим».

Посредством любви «можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград».

9. Место и значение воспитания в школе.

«Единственная задача школы — воспитание». Изучив все школьные системы Европы, К.Д.Ушинский вынужден был констатировать, что лишь в Англии поняли, какаво должно быть истинное соотношение между обучением и воспитанием. В то же время он выступал за неразрывную связь между обучением и воспитанием. Он полагал, что: «Обучение — одно из важнейших средств воспитания».

И, тем не менее, подчеркивал, что: «Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей».

10. Основная цель и задачи воспитания.

«Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа».

«Гланое в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека».

«Воспитание (призвано) оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности».

«Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но внем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».

11. Ставя в центр воспитания душу человека, К.Д.Ушинский при этом исходил из христианского представления о божественной природе и сущности души.

«Душа человеческая божественна по своей природе , она принадлежит вечности».

«Душа человеческая составляет одно содержание со Творцом».

«Зерно существа человека составляет бессмертный дух, (и он) требует иной (не материальной, а духовной) пищи».

«Душа человеческая — это живая нерукотворная форма живого духа».

«Душа бессмертна уже потому, что составляет одно содержание со Творцом».

«Душа человеческая — это самостоятельное, свободное и живое существо, соединенное в нас с материей и со всеми бесконечными ее законами».

Вера, стремление к совершенству, к Богу, эстетическое чувство прекрасного — все это «коренные врожденные свойства души … и (составляют) печать той мастерской, из которой вышла душа, и если эта печать и легла на кусок материи, то на печати начертано слово «Бог»».

12. Из понимания цели воспитания как воспитание души и сущности души как божественной по своей природе вытекает и отношение К.Д.Ушинского к христианской и нехристианской педагогике.

«Христианство ставит душу выше всего в мире» и потому, что из всех философско-религиозных систем Запада и Востока лишь христианство достигло самого «глубокого понимания души и ее коренных свойств».

Кроме того, «христианство внесло в человечество великий и животворящий принцип личной свободы», а он, по глубокому убеждению К.Д.Ушинского, является главным в деле нравственного воспитания: «Нравственность и свобода … одно без другого существовать не могут».

«Воспитание не имеет права посягать на свободу души человеческой».

«Наставник не должен навязывать своих убеждений воспитаннику, это есть величайшее насилие, какое можно только себе представить».

«Дух человека свободен, вне свободы – он рабствует».

«Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод … деятельность без цели и без результата впереди».

13. Особенно резко он выступал против морали и педагогики, основанных на материалистическом мировоззрении.

Во-первых, материализм отрицает душу в человеке, а без этого педагогика и воспитание теряют цель и всякий смысл:

«Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии (человека), ибо когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему».

Во-вторых, материализм «низвел в своем миросозерцании человека до степени животного».

В-третьих, в силу этого материализм не совместим с нравственностью:

«Из материализма нравственности не выведешь».

«Как ничтожна и шатка теория морали материалистов!»

В-четвертых, материализм оправдывает насилие и, в сущности, направлен на подавление личности и свободы, что несовместимо с истинной педагогикой.

14. К.Д.Ушинский предупреждал о вреде и гибельных последствиях воздействия материализма на русскую школу, а также на педагогику, семью, литературу, культуру и нравственность русского общества в целом.

а) Об опасности отхода России от христианства и распространения материалистического миросозерцания в русской культуре и образовании.

«Уже видна вся опасность для общества и человечества, какая могла бы произойти, если бы воспитание сдвинулось с христианских основ. Не разом, но мало-помалу начали бы проглядываться в индивидах, а потом и в общественном характере те нравственные принципы, которые могут быть выведены из миросозерцания материалистов, совершенно безвредного, пока оно остается научной теорией …

Положим, что устроилась бы школа, в которой все преподавание основывалось бы на материалистическом миросозерцании. Такая школа, принесся свою долю вреда своим воспитанникам, тне успела бы провести материализм в их характеры и сделать его критерием нравственных принципов … Но если это направление выразилось бы не в одной школе, а во многих; если оно распространилось бы в обществе, проникло бы в литературу; если в своей семье дитя встречало бы тоже направление, какое встречает в школе; если, наконец, смелые головы, не боясь осуждений, вывели бы из своего материалистического миросозерцания прямо вытекающие из него нравственные принципы жизни, то мало-помалу в обществе начали бы появляться не только слова, но и поступки, не только убеждения, но и характеры, последовательно развитые из такого воззрения на мир».

б) О ложности и порочности нравственных ценностей, заложенных в основании материалистического мировоззрения.

«Каждый, кто принимается за дело воспитания прежде, чем начать сеять в детские души семена материалистических воззрений, должен посмотреть на плоды, которые могут вырасти из этих семян: … оправдание деспотической власти одного человека над другим, презрение к человеческой личности, равнодушие к праву и правде, полная бесправность отношений, уважение к одной силе, жестокость — словом, все те страшные явления, которые замечаем мы в обществах дикарей и язычников…

Если теперь нельзя еще пока бояться (всего этого), то это только потому, что материалистическое миросозерцание скользит покуда по поверхности общества, не проникая вглубь его, не проникая даже в характеры тех лиц, которые сделали его своим миросозерцанием …

Вот почему те воспитатели, для которых дороги принципы личной человеческой свободы, человеческого достоинства, равенства людей перед законом, уважения к правам всякого человека, не должны успокаивать себя той мыслью, что миросозерцание, какое бы оно ни было, не отразится в принципах жизни».

в) О бессмысленности целей и задач материалистической системы педагогики и школы.

«Окружите человека всеми материальными благами, и он не только не сделается лучше, но не будет и счастливей, и что-нибудь из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро начнет понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку».

«Чем быстрей и полней вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждению, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете … Наслаждение и страдание — цветы и тернии жизни, но не сама жизнь».

«Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: Не хлебом единым жив будеши (Мф. 4,4) и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего значения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги».

Страшно «подумать о том состоянии человека и общества, в которое они пришли бы, если бы материалистическое воззрение на мир сделалось таким же источником нравственных стремлений и общественных отношений, каким доселе являлась христианская религия, создавшая в обшестве европейских народов то глубокое христианское свободное общественное мнение, которым так увлекаются сами последователи материализма».

Поразительно, что все эти предвидения и предсказания были сделаны К.Д.Ушинским еще в середине прошлого века. Наша современная действительность полностью подтвердила слова и опасения выдающегося русского педагога. Мы в полной мере пожинаем плоды и испытываем на себе все последствия и результаты материалистического мировоззрения и основанных на нем системы общественной морали и системы педагогики. Каждому очевидно, что жить на этих нравственных принципах и мировоззренческих основаниях невозможно. От них нужно избавляться, если мы хотим выжить и спасти Россию. Но куда и как тогда двигаться? К.Д.Ушинский — и в этом вся его гениальность — со всей определенностью указывает, что есть только один выход — возвращение к «корням векового древа» русской народности, каковыми является наша народная православная религия, которая только может быть единственно надежным и верным основанием истинной педагогики.

15. Христианство как источник истинной нравственности.

«Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?»

«Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге (нравственного совершенствования), указывая на живой идеал совершенства — Христа».

«Не сказал ли Спаситель, кто хочет спасти свою душу, тот погубит ее, а кто погубит ее ради веры и ближних своих — спасет ее. Это вечно живая (нравственная) основа христианства. Кто удаляется от нее, тот удаляется разом и от христианства, и от жизни».

«Христианство как своим высоким внутренним содержанием, так и своими формами оказывает нравственное влияние на душу человека».

«Христианство имеет сильное влияние на возвышение уровня народной нравственности».

«Христианская религия является источником благодеятельного влияния на умственное и нравственное развитие человеческого общества».

«Из религиозного чувства в душе человека рождаются и лучшие побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которыми дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться … (Из этого чувства) почерпнуты самые теплые, самые лучшие, самые задушевные и трогательные страницы наших замечательных писателей — Пушкина, Тургенева, Аксакова, Гоголя. Но как часто мы встречаем безумные усилия завалить эти живительные родники (в душе человека)».

16. Евангелия в деле нравственного воспитания.

«Евангелие — единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа-Спасителя».

«Евангелие раскрыло в сердце человеческом стремление к истинному совершенству».

«Источник живой воды — Евангелие. Если эта вода питает корни (души), она будет давать цветы и плоды (нравственности)».

«Изучение Священной истории (Библии) является важным предметом в системе всякого воспитания и благодетельно действует на умственное и нравственное развитие детей».

«Евангелие действует на ребенка, укрепляет его религиозное стремление».

«Евангельское учение вносило с собою повсюду умягчающее, гуманизирующее влияние».

17. Из всего вышесказанного становится понятным, почему среди требований, которые К.Д.Ушинский предъявлял к руководителям школ, учителям и воспитателям, он на первое место всегда ставил их принадлежность к христианству.

«Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей».

«Дело не в том, кто должен заведовать народной школой, а в том, чтобы заведующий школой был истинно христианским воспитателем, истинным педагогом по призванию».

«Необходимо также, чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание, особенно простого народа, были не только хорошими педагогами, но и истинными христианами по своим стремлениям и убеждениям».

«Для преподавания в школе преподавателю (нужно быть) всесторонне образованным христианином, имеющим призвание к педагогической деятельности и знакомым теоретически и еще больше практически с искусством воспитания».

«Воспитателем в школе вообще не может быть такой человек, который не знаком настолько с христианской религией, чтобы не быть в состоянии сообщать детям (элементарных) религиозных понятий. Такой воспитатель вообще не может быть воспитателем в народной школе».

18. О вреде религиозного лицемерия и фарисейства в деле воспитания и недопустимости в нем лиц, у которых «религиозные привычки и жизненные убеждения диаметрально противоположны».

«Религиозное лицемерие – это уже не ошибка, не заблуждение, а самое низкое преднамеренное торгашество святыней. Религиозный лицемер хуже всякого атеиста: один только отвергает святыню, а другой ею торгует для достижения своекорыстных целей. Атеист непременно верит во что-нибудь, а религиозный лицемер ни во что не верит и действует на общество гибельнее всякого атеиста. Сколько юных благородных сердец, встречаясь с отвратительным лицемерием, именно (из-за этого) уклонилось от религии. Но Истина всегда остается Истиной, какими бы нечистыми руками к ней не прикасались: таково чудное свойство Истины».

19. О других требованиях к педагогу.

Педагогом может быть тот:

«кто имеет целостность, беззаветную искренность души»;

«кто не торгуется с самим собой»;

«кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души».

«Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике».

20. О личности воспитателя.

«В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания».

«Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя».

21. О религиозном образовании и воспитании в школе и семье.

«Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог».

«Религиозное воспитание – это родная, живительная, органически необходимая для роста и нормального развития детской души атмосфера, которая встречает ребенка при его вступлении в жизнь, окружает его младенчество и вместе с первыми проблесками самосознания, с первыми впечатлениями от близких людей и окружающей природы создает то ощущение жизни, навстречу которому тянутся растущие силы ребенка с его потребностью познать, действовать, любить и быть любимым».

Религиозность, Храм – «вот та укрепляющая атмосфера, в которой воспитывается христианское дитя … Не извлекайте из нее детей, если не хотите, чтобы они задохнулись за неимением нравственного воздуха».

Религиозность есть одна из «прекрасных, отрадных черт в семейном воспитании».

22. О необходимости сближения светского и религиозного образования.

«Мы считаем удобным выразить наше желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным … Весьма полезно было бы, чтобы для светских лиц была открыта возможность полного религиозного образования – в семинариях или в университетах, и чтобы для лиц духовного звания сделалось доступным полное педагогическое образование».

«Мы вправе ожидать плодовитого сближения между сторонами русской жизни: между Церковью и образованием. Если этого сближения еще не произошло, в этом никак не виновата религия, потому что Православие есть единственная религия, предоставляющая все условия для такого сближения».

«Лукавое отделение религии от жизни есть идолопоклонство, оскорбляющее религию и разрушающее жизнь».

23. О подготовке педагогических кадров как главной задаче народного образования во все времена.

«В заключение мы скажем только одно: русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего из моды костюма новым, иностранным. Никакие внешние реформы не решают вопроса о народном воспитании …

Прежде всего народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, (несущих в себе) лучшие свойства народа, его чистейшие привязанности и просветивших их истинно христианским европейским образованием».

Мы должны «приготовлять действительно народных наставников, которые не вносили бы разлада в народную жизнь и неверие в народное сердце».
Ответить

Вернуться в «Воспитание детей»