Спасение детей.

В этом разделе планируется помещать статьи, которые призваны помочь современным родителям идти средним, "царским" путём в воспитании детей. Как нужно построить отношения с детьми, чтобы, по слову нашего русского философа, проф. Ивана Ильина "открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, ...- духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души..."
Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Спасение детей.

Сообщение admin »

Сообщение Антоний » 07 июл 2009, 09:04

Если младенец будет взят с земли до включения его совести, то он будет пребывать в Царствии Небесном, потому как он не согрешил против Бога, совести. В Православии принято исповедовать в общем детей с 7 лет, как возраста когда включается его сознание. Но у каждого ребенка момент включения сознания свой. Скажите, батюшка, как можно родителю определить момент включения сознания, совести у своего ребенка?

Чем отличается воспитание ребенка в несознательном возрасте, какой основной упор должен делать родитель в духовном воспитании младенцев? А что нужно предпринимать уже в отношении детей сознательного возраста?
Антоний




По мере того, насколько ребенок начинает осознавать сам себя, настолько начинает включаться у него сознание и, соответственно, в той же степени, начинает проявлять себя совесть. Когда ребенок начинает понимать через посредство слова, тогда и начинает проявляться сознание. Ну, обычно, первые осмысленные фразы, это: папа, мама. Потом, постепенно, начинается различение того, что есть хорошо, и что есть плохо. Так начинает проявляться и задействоваться совесть.
Пока ребенок еще не осознает сам себя, у него не действует сознание. По этой причине на младенца можно воздействовать только через посредство чувств. И поэтому, всё воспитание, в младенческом возрасте, должно быть обращено на образование верных чувств. Для этого те, кто воспитывают ребенка, сами должны следить за своими чувствами, чтобы не проявлять страстных, греховных чувств, в повседневной своей жизни. – Страстные, греховные, во время нахождения искушений, подавлять, а спасительные, богоугодные, возгревать.
То есть, воспитателю (родителю) нужно иметь власть над своими чувствами, по дару Благодати, а если этого нет, то надо находиться в состоянии борьбы со своими греховными навыками, привычками, пороками. Это необходимо для того, чтобы в общении с младенцем проявлять движения чувств правильные, верные, спасительные для своей души, и для души младенца. Отсюда рождается духовное видение, посредством которого воспитатель может различать, в младенце, проявления чувств греховные, страстные, которые ему необходимо подавлять, а спасительные возбуждать и возгревать.
«Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях.
Дух младенца как бы не имеет еще движения в первые дни, месяцы, даже и годы. Что-нибудь передать ему для усвоения обычным путем нельзя. Но можно действовать на него посредственно.
Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством. Такое влияние на душу младенца тем удобнее, чем полнее и глубже родители сердцем своим обращены в младенца. Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом – взор. Тогда как в других чувствах душа остается сокрытою, глаз открывает ее взору другим. Это точка встречи одной души с другою. Пусть же через это отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми. Они не могут не намащать ее этим святым елеем. Надобно, чтобы во взоре их светилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор это сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1).
Если в душе воспитателей дух сокрушенный и смиренный, милостивый и незлобивый, дух душевной простоты, то они и будут этот дух изливать на младенца. Верный настрой духа, по отношению к младенцу, – это и есть самое главное в его воспитании. На этом и строилось все воспитание, в древности.
Отсюда и обязанности воспитателей: «Все внимание тех, на которых лежит обязанность блюсти в целости принятое из купели дитя-христианина, должно быть обращено на то, чтобы никак не допустить опять возобладать над ним греху, всячески подавлять сей последний и обессиливать, а направление к Богу возбуждать и укреплять. Должно сделать, чтобы такое настроение в растущем христианине росло, хотя по чужому руководству, но самодеятельно, чтобы он более и более привыкал преобладать над грехом и одолевать его ради богоугождения, привыкал так употреблять силы духа и тела, чтобы это было не работа греху, а служение Богу» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1).
То есть, необходимо греховные, страстные чувства, в младенце, искоренять, а добродетельные возгревать и насаждать. Иными словами, надо учить младенца тому, чтобы он на искушения учился реагировать не по страсти, не по действию превородного греха, духа самости и гордыни; а старался воспитывать в себе хорошую привычку, добродетель, – верные душевные чувства, проявляемые, в момент находящих, тех или иных, искушений. Когда младенец научиться реагировать верными чувствами на находящие на него искушения, тогда он, в последующей жизни, избежит многих глупых и бессмысленных скорбей, которые находят на людей, в момент неудовлетворенности духа самости и гордыни.

Но если воспитатели (родители) не находятся в состоянии борьбы со своими греховными навыками, привычками, пребывают в неправом настрое духа, то в таком случае, все церковные средства, посредством которых они будут пытаться влиять на младенца, ничего не дадут. – «Но все эти столь крепкие ограды, эти сильные и действительные наития может разорить и лишить плода неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей» (свт.Феофан Затворник, «Путь ко спасению», отд.1). То есть, если родители не ведут борьбы за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, не находятся в состоянии правильно-проходимой внутренней жизни, то не помогут в воспитании младенца никакие церковные Таинства и обрядовые действия.

Главное при воспитании детей, – это образовать их чувства, содействуя воспитанию, в них, чистоты чувств. А так же надо учить детей прислушиваться к голосу своей совести, чтобы приобретать навык к удовлетворению ее. Если кто научил своего ребенка слушать голос своей совести и стремиться к ее удовлетворению, в повседневной жизни, то он дал ему воспитателя и наставника на всю его жизнь.
Главное, для несознательного младенца и для ребенка сознательного возраста, – это приобретение чистоты чувств. Разница только в том, что воспитание несознательного младенца совершается через посредство чувств и настрой духа. А воспитание ребенка в сознательном восзрасте, кроме этого, совершается еще и при помощи правильных понятий, которые доносятся через посредство разума и сознания.
Главное, – это научить ребенка видеть проявления духа самости и гордыни, и научить его отсекать этот дух, во всех его видах и проявлениях. Это и будет само-отвержением и само-отречением.

Воспитание должно совершаться не просто запретительными или карательными мерами, иначе получится такой маленький семейный лже-старец. А надо подходить с рассуждением, с рассмотрением. Исходить все такое наставничество должно из духа смирения, любви и душевной простоты. Поэтому, «кнут и пряник», строгость и снисходительность, – это средства. А цель – помочь, по чувству сострадательной любви, душе ребенка. Если средствами пользоваться неправильно, не к месту, не к времени, то вместо пользы, будет получаться вред.
Не надо стремиться просто «переломить» гордыню; чтобы самому не начать воспитывать в себе дух властолюбия, под разными благовидными предлогами, который стремиться подмять под себя, вынудить, заставить, во чтобы то ни стало. – Для этого необходимо следить за собою, чтобы не увлекаться, чтобы страстное чувство не омрачало сознания.
Поэтому, важно не просто тупо пользоваться средствами, зацикливаясь на самом процессе. А важно достижение цели. Поэтому-то, жаждущий помочь, будет всегда применять такое средство, которое наиболее содействует воспитанию, в конкретный момент времени, – помогает приблизиться к цели, а не уводит от нее. Для этого воспитателю необходимо самому очищать свое духовное око, от примеси духа самости и гордыни, от самомнения и духа самоуверенности.
Ответить

Вернуться в «Воспитание детей»