О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Здесь будут размещаться ценные святоотеческие изречения, по темам
Ответить
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Сообщение o.Serafim » 03 сен 2011, 10:04

«Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением, как сказал я, соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. Итак, о нём надо скорбеть непрестанно мыслью, со смирением и с печалью рассуждения. И если приобретем его, то оно соделает нас сынами Божьими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все наши дела, всякие добродетели и всякое делание» (преп. Исаак Сирин, сл. 46).

«Кто не знает своей немощи, тому недостает смирения» (преп.Исаак Сирин, сл.61).

«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение это делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования» (преп. Исаак Сирин, сл.61).

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Сообщение o.Serafim » 03 сен 2011, 10:07

«Без оскорблений ум не может пребыть в смирении, а без смиренномудрия не может чисто заняться молитвою к Богу.
Посредством искушений приближаемся к смирению. Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости»
(преп. Исаак Сирин, сл. 34).

«Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению.
Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда даётся не за делание, но за смирение»
(преп. Исаак Сирин, сл. 34).

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Сообщение o.Serafim » 03 сен 2011, 11:05

««Исполнение заповедей научает человека его немощи», – сказал преподобный Симеон (Главы богословские и деятельные, гл.4, Добротолюбие, ч.1). На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения. Странный ход дела для поверхностного взгляда! «Исполнение заповедей научает человека его немощи». Но это – слова опыта» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

«Блажен человек, познавший свою немощь: потому что праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.14).

«Где нет смирения, там нет христианских добродетелей, а где истинное смирение, там все добродетели во всей полноте их; там – Христос» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Сообщение o.Serafim » 08 сен 2011, 09:07

«И демоны имеют свое смирение. Такого смирения требовал от Богочеловека сатана, обещая вознаградить за это смирение обильным излиянием земных почестей и благ. Возвел диавол Господа «на высокую гору, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк.4: 5-7). Точно так мучители упрекали святых мучеников в гордости, требовали от них смирения, заключавшегося в согласии на поклонение идолам и в отречении от Христа, обещали за такое смирение вознаградить обилием земных благ. Точно такое смирение требует мир, действующий по началам и в духе миродержца: это смирение он любит, прославляет, осыпает своими суетными наградами. Мир ненавидит смирение Христово, а святые Божии столько ненавидели смирение бесовское, что подчинялись всем неудобствам и лишениям, всем бедствиям, лишь бы не подчиниться этому смирению, они предпочитали смерть насильственную и поносную согласию на бесовское смирение. В этом смирении – отречение от Бога. Смирение, проповедуемое плотским мудрованием, лицемерством, пустосвятством, есть смирение бесовское» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.126).

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Сообщение o.Serafim » 15 сен 2011, 10:44

«Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы сам дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).

o.Serafim
Администратор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: О смирении, сокрушении и познании своей немощи

Сообщение o.Serafim » 28 окт 2011, 20:07

«Посему, когда действие Божественной благодати приосеняет душу, по мере веры каждого, и душа приемлет помощь свыше; тогда благодать приосеняет ее только еще отчасти. И не думай, чтобы в ком-нибудь озарялась вся душа; внутри ее остается еще великая пажить пороку, и человеку потребны великий труд и усилие, соглашенные с действующею в нем благодатью. Посему-то Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение, сохраняет ли оно всецелую любовь к Богу, ни в чем не сдружаясь с лукавым, но всецело предавая себя благодати. Таким образом, душа, в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусной, ничем не преогорчающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя пособие. И сама благодать овладевает пажитию в душе, и по мере того, как душа многие годы оказывается благоискусной и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и помышлений пускает корни, пока вся душа не будет объята небесною благодатью, царствующею уже в этом сосуде.

Если же кто не соблюдет великого смиренномудрия; то предается он сатане, и обнажается от данной ему Божественной благодати и тогда обнаруживается его самомнение, потому что он наг и беден. Посему, обогащающийся Божиею благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего неимеющим, думать: „что имею у себя, все то чужое, другой мне дал, и когда захочет, возьмет у меня“. Кто так смиряет себя пред Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать, как сказано: смиряющий себя, вознесется (Мф. 23, 12). Будучи Божиим избранником, да осуждает он сам себя, и будучи верным, да почитает себя недостойным. Такие души благоугождают Богу и животворятся Христом» (преп.Макарий Великий, Беседа 41).

Ответить

Вернуться в «Святоотеческие изречения»