Скорби

Здесь будут размещаться ценные святоотеческие изречения, по темам
Ответить
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Скорби

Сообщение o.Serafim »

«Скорби, по преимуществу, удел наш, удел современного христианства, удел, назначенный нам Самим Богом. Да будет это сведение источником утешения для нас! Да ободряет и укрепляет оно нас при всех постигающих нас разнообразных скорбях и искушениях» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 5, гл.30).

«Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога.
Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу; пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство»
(свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.50).

«Каждый христианин должен веровать, что он находится под непрестанным Промыслом Божиим. Этому научает нас Евангелие. Сам Спаситель говорит: «У вас же и волосы на голове все сочтены». Поэтому христианин, когда будут ему попущены скорби, должен несомненно веровать, что эти скорби попущены ему Самим всеблагим и премудрым Богом, Который предвозвестил Своим возлюбленным: «В мире скорбны будете». Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно предаваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби, как за знак избрания к блаженной вечности. От благодарения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяется в сердце благодарящего небесное, – духовное утешение» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.72).

«Все мы грешники пред Богом.
Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он должен открыться пред Богом, признавать себя достойным посланной на него скорби и радоваться, что в земной жизни принимает наказание за согрешения в ведении и неведении и тем избавляется от вечных мук. При таком размышлении полезно произносить со святым разбойником: «Достойное по делам моим принимаю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»»
(свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.72).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Скорби

Сообщение o.Serafim »

«Христос совершил земной путь Свой в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он приглашает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: «Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот не достоин Меня». Рассмотри жития всех апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровью и бесчисленными муками купили себе небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным, невидимым мученичеством? «Скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, терпя недостатки, скорби, озлобления», по словам апостола, «многими кровями и смертями», по выражению Требника, наследовали они блаженную вечность.

«Никто не взошел на небо без скорбей, – говорит святой великий Исаак Сирский, – напротив того, через то познается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби». Итак, благодари, смиряйся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, по отношению к которым сердце не мирно. В этом только возможешь найти утешение и исцеление» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.72).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Скорби

Сообщение o.Serafim »

«Наши скорби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя признать их и скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это, и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие, и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия…

Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию: напротив того, обратим все внимание и все усилие на исполнение евангельских заповедей. Это исполнение откроет нам бесчисленные козни врага, ту злохитрую обдуманность, с которою они устроены и расставлены. Мы увидим, что современные, по наружности слабые скорби и напасти, стремятся подобно древним сильным скорбям и напастям отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Мы увидим, что слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 5, гл.30).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Скорби

Сообщение o.Serafim »

«Ропщущий, жалующийся, негодующий на свои скорби окончательно отвергает свое спасение: не познав и не исповедав Спасителя, он низвергается во ад, в вечные и бесплодные муки, как вполне отчуждившийся, отвергшийся Бога.
Напротив того открывающий посредством самоукорения свою греховность, признающий себя достойным временных и вечных казней, входит мало-помалу самоукорением в деятельное и живое познание Искупителя, которое есть жизнь вечная» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О терпении»).

«Все святые многими «скорбями и смертями» наследовали Царство Небесное! Все святые славословили и благодарили Бога за посланные им искушения и напасти, которыми они очистились, как золото в горниле, и сделались способными к вечному блаженству. Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых временными залогами служат земные скорби» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.45, "О спасении").

«Рабы Божии! Знайте наверняка, что случающиеся вам скорби приходят не сами собой, а по попущению Божию, и прилагайте за них славословие и благодарение Богу! Знайте, что противящийся скорбям и ищущий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, стремится в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 5, гл.31).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Скорби

Сообщение o.Serafim »

«В ответ на письмо Ваше скажу Вам слово Божие, которое должно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. «Кого Я люблю, – говорит Господь, – того обличаю и наказываю». Все приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священного Писания. Апостол Павел проповедовал в числе догматов, что «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие». Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. – Итак, не унывайте в скорбях ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его святую волю и на Его святой промысел.

Да прочитывайте Евангелие, чтобы Вам научиться из Него, что не несущий креста своего не может быть учеником Христовым! Что бы было с вами, если бы Бог не обучал вас скорбями? Вы бы пожертвовали и всем временем вашим, и всеми способностями вашими суете, и вступили бы в вечность недостойною никакой награды, – напротив того достойною полного наказания» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.70).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Скорби

Сообщение o.Serafim »

«Посылаемые Богом скорби – верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. «Кого Я люблю, – свидетельствовал Господь, – тех обличаю и наказываю» (Апок. 3, 19). По этой причине апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами». (Евр. 12, 5-7). Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они – дар Божий! Они – знамение усыновления Богу!» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.51).

««Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).
Скорби – особенно удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Удел наш, христиан времени последнего – удел скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Пред Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была: потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет пред Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Всё зависит от Его благодати, – а Он милостиво от человека принимает всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностью, со славословием»
(свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.24).
o.Serafim
Администратор
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 13:27

Re: Скорби

Сообщение o.Serafim »

«Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в который возводится душа скорбью, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.51).
Ответить

Вернуться в «Святоотеческие изречения»