Вход Господень в Иерусалим

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Вход Господень в Иерусалим

Сообщение admin »

Изображение

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
Слово 1-е в неделю Цветоносную

Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна [1].
Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли [2], на неже никто же николи же от человек вседе, чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест [3]. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне [4]. По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, — не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря [5].
Что бы значило вшествие Господа во Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. Согрешиша, говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, согрешиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? Язык погубивый совет есть, и несть в них художества, не смыслиша разумети. От виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры. Напротив того: Возвеселитеся небеса купно с Ним — Сыном Божиим — и да поклонятся Ему вcu Ангели Божии: возвеселитеся языцы с людьми Его, и да укрепятся Ему вcu сынове Божии [6]. Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе, изображает язычников. Одежды апостолов — это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут на лице. Они устами возвещали: Царь Израилев, а в душе, в своем Синедрионе, уже решили убийство Спасителя. И еще другое значение имеет жребя ослее. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него восседает Господь и совершает на нем вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволит Он обетовать: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим [7]. Пришествие Господа сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смерть свою. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель — Бог, а не человек. Душу, подъявшую Господа, приветствует Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную. Радуйся, и радуйся зело дщи Сионя, дщерь святой Церкви: потому что ты не принадлежишь никому, кроме Бога. Проповедуй дщи Иерусалимля! Се Царь твой грядет праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. Ты, ощутив в себе благодатный мир Христов и соделавшись дщерью этого мира, обновилась юностью духовною и опытно ведаешь Царство Христово. В тебе уже укрощены страсти благодатною силою управляющего тобою Всадника; естественные твои свойства не могут нарушать своих естественных законов, не могут переходить и преображаться в необузданные страсти! Заимствуя от Господа все мысли, все ощущения, всю деятельность твою, ты можешь и обязана поведать Имя Господне братии твоей, посреди церкви воспеть Господа [8]. Ты как рожденная Святым Духом и дщерь Духа способна созерцать духовное шествие Царя твоего, способна созерцать праведность Царя твоего. Он кроток и смирен сердцем [9], и наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим [10]. Бог наш — Дух, несравнимый ни с каким сотворенным духом, как во всех отношениях бесконечно отличающийся от всех тварей: святые сотворенные духи суть Его престолы и колесницы. Он восседает и шествует на Херувимах; Он восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорились Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святой град Божий и вводя в него святые души. Осанна в вышних! Благословен грядый, Царь Израилев. Аминь.


[1] Зах. 9:9
[2] Ин. 12:16
[3] Лк. 19:30
[4] Мф. 21:9; Лк. 19:38
[5] Лк. 23:21; Ин. 19:15
[6] Втор. 32:5-6, 28, 32, 43; Евр. 1:6
[7] Иоан. 14:21, 23
[8] Пс. 21:23
[9] Мф. 11:29
[10] Пс. 24:9
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Вход Господень в Иерусалим

Сообщение admin »

Вход Господень в Иерусалим
(Поучение в неделю Ваий)


"Пастырские наставления" священника М. Менетрова,
Москва, 1905 г.




Прежде страданий и смерти Своей Иисус Христос хотел показать миру, что Он, действительно, есть Царь неба и земли, поэтому с великим торжеством входит Он в Иерусалим. Это случилось так.
После воскрешения четырехдневного мертвеца Лазаря Иисус Христос взял Своих учеников и из Вифании, где жил, направился к Иерусалиму. Ему лежал путь чрез селение Вифсфагию и гору Елеонскую (Масличную).
Когда Он поравнялся с селением Вифсфагией, остановился, выбрал двух из учеников и сказал им: «Пойдите вот в это селение, там найдете привязанную ослицу и при ней осленка; отвязав, приведите ко Мне. Если кто станет мешать, скажите, что Господь требует». Пошли ученики и привели животных; молодого осла покрыли одеждами своими, сел на него Господь и поехал.
С Иисусом много было народу, и навстречу Ему из Иерусалима многие вышли, чтобы показать почтение свое едущему; одни бросали Ему под ноги финиковые и пальмовые ветви, другие, по особенному благоговению, устилали Ему путь своими одеждами, и все взывали: «Осанна Сыну Давидову!» (спасение нам будет от Него). Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! (Спасение это пришло к нам с неба). Так величественно и славно поднялся Господь на Елеон. Тут некоторые завистливые фарисеи подошли к нему и говорят: «Учитель! Уйми учеников, они царем величают Тебя». А Он отвечал: «Если они замолчат, то камни возопиют», и поехал дальше.
По ту сторону горы Господь увидел город Иерусалим, заплакал и предсказал, что враги окружат его, разорят до основания и перебьют всех жителей за то, что этот город не понял и не почтил Его посещения.
Приехав в город, Господь пошел в храм, выгнал отсюда всех продающих жертвенных животных и покупающих, говоря: «Здесь, в этом месте, надобно молиться, а вы сделали его вертепом разбойников». И грудные дети кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники и книжники за это выразили свое неудовольствие, но Господь им напомнил, что в писании говорится, что и дети станут хвалить Его.
Слушатели-христиане! Вожделенным и радостным было для Иерусалима воспоминаемое и празднуемое нами вшествие в него Искупителя, Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Достойно встречают и сопровождают во храм Царя царей и Господа господей! Этим доказывают всему Миру, что истинно благословен грядый во имя Господне!
В воспоминание этого славного события, выражающего победу над грехом, знамением которой были зеленые финиковые ветви, мы вышли сегодня навстречу Иисусу Христу с ваиями в руках, взывая с Церковью: «Осанна!» Но проводили ли Его в мы в храм души своей? Уничтожились ли в нас грехи и беззакония? Вспоминал ли кто, что в этом-то состоит истинное торжество наше, что ваии носили мы, как знамения победы над собой, над греховными помышлениями, порочными желаниями? Если это справедливо, будем иметь часть в славе всемогущего Царя Сиона! Если нет — исправимся, отвратимся от греха, ради которого отвращается от нас Господь; отвратимся от греха искренним и действительным покаянием! Мысли, сердечные чувствования, слова, дела наши да будут выражением заповедей Христовых. Таким поведением мы соделаем себя домом, храмом, градом, достойным Христа.
Господи Иисусе Христе! Гряди к нам с силою и благодатию Твоею, чтобы душа наша не оставалась вертепом разбойников, страстей и пороков, чтобы мы могли достойно петь: «Осанна в вышних! Благословен грядый Царь Израилев!»

"Пастырские наставления" священника М. Менетрова,
Москва, 1905 г.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Вход Господень в Иерусалим

Сообщение admin »

Свят. Феофан Затворник. Слово в неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим)

Изображение
Воспоминаемое ныне событие торжественного Входа Господня в Иерусалим было, можно сказать, последним вразумлением неразумной синагоге. Начальники иудейские давно положили предать смерти Господа. Но вот Он, смиренно входя в Иерусалим на осляти, потрясает весь град, всеми велегласно приветствуется, показывая тем, что достаточно одного Его хотения, чтобы уничтожить все их замыслы, и что если Он предается на смерть, то предается добровольно. Тут же напоминает им сбывающееся пророчество: «се Царь твой грядет» (Зах.9,9),чтоб образумить их, и самым событием предлагает новое пророчество о призывании вместо их язычников, чтобы устыдить их и раздражить ревность их. Ослепленные не вняли вразумлению. Господь провидел сие - и пролил слезы о погибающих.

Торжество вокруг, а у Самого Господа - слезы! ... Что могло утешить Его?.. Разве только хвалебные гласы детей. Видел Господь, что этот народ, взывающий теперь: «осанна», чрез четыре дня будет кричать: «распни, распни Его» (Ин.12,13;19,15)... Но эти дети и все, прилепившиеся к Нему с детскою простотою, неизменно верными пребудут Ему. Пролита будет кровь Его, - и увлажит землю сию, и породит на ней новое поколение - свежее и полное жизни, как ваии (ветви) от финик, и с неразмышляющею верою преданное Ему, как дети, взывающие: «осанна»…

Так, братие, кровь Господня уже пролита и принесла плод свой. Вместо одного народа все уже народы взывают: «осанна Сыну Давидову» (Мф.21,9), - вместо одного храма в одном священном граде сколько истинных храмов воздвигнуто на земле и сколько градов пребывают верными Господу! Но закон утешений и надежд Господних один. Только на тех почивает Дух Его, кои, как ваий, полны жизни и, как дети, обращены всем сердцем ко Господу. Мы читаем сей закон в словах Господа: «оставите детей приходити ко Мне и не браните им: таковых во есть царствие Божие» (Лк.18,16).

Не бессилие детское берется здесь в образец, а свежесть их детских сил, живость их действий и простота. Принят ли и нами сей закон? - Конечно, принят, вместе со всем законом Христовым. А если принят, то приняты и все обязательства, соединенные с ним. К чему же это обязывает нас?! - Обязывает:

1. Начинать работать Господу с юных лет, с тех пор, как только сознаем свои обязательства, данные в крещении, а не отлагать сего дела до старости, предаваясь между тем страстям и работая миру... Старческую ли немощь и сухие кости принесем Господу, кровь Свою за нас пролившему?! И еще принесем ли? - Бог знает. Под старость точно стихнут страсти, но будет ли угодна Господу жизнь, в которой не видно страстных дел потому только, что нет сил удовлетворять страстям, между тем как все существо пропитано страстьми?! Не то сие значит, чтоб под старость невозможно было обращение. Бог, могущий и из камений воздвигать чад Аврааму, пошлет Духа, и оживут старческие кости, и старец с юношескою бодростию начнет работать Господу... Но сколько вы знаете таких примеров?! - Не все ли почти старцы, проведшие жизнь в страстях, томятся от скуки, ропщут и снедаются нечаянием (отчаянием). Блаженна только та старость, до которой дожито непрерывно Богоугодною жизнию!

2. Но для сего надобно, начавши с юных лет работать Господу, с юношескою же живостию и бодростию совершать все дела сего служения. В Ветхом Завете заповедано приносить Господу тук (жир, откормленное животное). Почему, благодаря и преклоняя Господа на милость, Давид пел: «всесожжение тучно вознесу Тебе» (Пс.65,15). Это образ того, что в делах Богоугождения надобно приносить Господу все расположение, все сердце, всю полноту чувства, а не одни внешние, холодно совершаемые дела... Пусть наперед сердце горит любовию ко Господу, а потом и все кости изрекают: Господи, Господи! Кто читает молитвы Господу, а сердцем отстоит от Него, кто в храме стоит, а помышлениями в душе устрояет торжище, кто милостыню дает - да видим будет, и вообще совершает все дела благочестия исправно, но без участия сердца, того дела - не ваий от финик, а сухое хврастие, готовое в пожжение... «Сыне, даждь ми сердце» (Притч.23,26), говорит Господь. Кто не дает Господу сердца, тот ничего не дает. Пусть и дела есть у него, но он делает их по заведенному порядку, холодно, как машина, или как ленивый мул или вол, неохотно, вынужденно, как связанный - ведомый. Посмотрите, как дети, когда делают что, бывают все в деле - нераздельно, и действуют с увлечением. Так надобно нам работать Господу!

3. Не думайте, что трудно поддерживать такую живость. Нет; Господь близ: Он есть действуяй в нас. Надобно только предать Ему сердце свое с детскою верою и простотою. Блаженно сердце, питающее сию неразмышляющую веру, такую, в которой не двоится мысль и чувство сердца, в которой убеждение в истине неразлучно с готовностию действовать по ней, в которой всякое слово Божие принимается нераздельно всем существом... Ум там не каверзничает, покушаясь подрывать основания истины многообразными вопросами, составляемыми его неразумием и недалекостию в познании вещей духовных, сердце - не покрывает заповедь туманом страстных помышлений, которыми соблазняются и желания наши, уклоняясь от повеленного, или совсем, или на время. Всякое слово там приемлется всецело, как оно есть, впивается, как вода губкою или капли дождя жаждущею землею... Вот от этого там много жизни, живости и силы, где есть неразмышляющая вера.

Там услышат, например, давай - и дают, прости - и прощают, ищи того-то - и ищут, так смотри на вещи - и смотрят так... Ни мысли, ни чувству, ни желанию не позволяют возникнуть в сознании наперекор тому, что исходит из уст Божиих, все без колебания приемлют, как дети из уст отца или матери, которых любят, или 0т учителя, к которому прилепились.

Вот такие расположения возбудим и утвердим в сердце!.. И принесем, таким образом, ныне Господу трехветвенные ваий - духовные, угодные Господу. Господь, видящий сердце, увидит их и благословит... Наша песнь - «осанна Сыну Давидову» - дойдет до слуха Его, и Он защитит нас от укорных возгласов неразумных разумников: смотри-ка, что они делают?! - Из уст младенец и сущих (питающихся молоком матери) Он Сам устрояет Себе хвалу... И другой принимать не хочет...

Бог да благоволит всем нам быть устроенными так. Аминь.

27 марта 1860 г.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Вход Господень в Иерусалим

Сообщение admin »

Святитель Иоанн Златоуст
Беседа на Вход Господень в Иерусалим



Изображение

И раньше часто Иисус Христос ходил во Иерусалим, но никогда - с такой славой. Почему же так? Потому что тогда Сам Он не был столь известен и время страданий Его еще не было столь близко. Он жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал Себя: иначе Его явление не было бы столь удивительным, а в иудеях возбудило бы большой гнев. По мере того, как Он показывал уже много раз Свою силу и Крест уже был при дверях,- Он прославлялся более и более, и творил чудеса с большей известностью, и делал все, что могло воспламенить веру их. Конечно, это возможно было и с самого начала, но было бы не нужно и безполезно.
А ты поразмысли со мною, сколько же здесь сотворено чудес и сколько исполнилось пророчеств? Иисус Христос сказал: обрящете осля - и тут же предрек, что никто не будет препятствовать, но лишь услышат - замолчат. То, что Он незнакомых Ему и не видавших Его просит отдать свою собственность, а те не противоречат, служило немалым обвинением против иудеев, которые, быв свидетелями стольких чудес, Им совершенных даже через учеников Его, не верили Ему.
В самом деле, это немаловажно. Что заставило бедных людей, может быть, земледельцев, добровольно отдать свою собственность? Отдать без всяких распросов; или, спросив, замолчать и уступить... Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или, если и сказали что-либо, но, услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия,- то и другое равно удивительно. Тем более, что они видели не Его Самого, а только учеников. Этим Иисус Христос дает разуметь, что Он вполне мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его; мог сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны, Он научает и учеников безотказно жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже самой душой, ибо, если незнакомые Ему повиновались Его требованию, тем более так должны поступать ученики.
Далее. Иисус Христос исполнил здесь двоякое пророчество: пророчество дел, когда воссел на осля, и пророчество словесное - слова пророка Захарии, который предрек, что Царь будет сидеть на осляти. Воссев же на осля, Он не только исполнил это пророчество, но и прообразовал Своими действиями будущее, то есть дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил этим призвание нечистых язычников - что Он в них почиет, что они придут к Нему и за Ним последуют. Таким образом, пророчество следовало за пророчеством.
Впрочем, Иисус Христос, по моему мнению, не только по этой причине благоволил воссесть на осля, но и для того, чтобы подать нам правило жизни. Ибо Он не только исполнял пророчества и насаждал учение истины, но тем самым исправлял и нашу жизнь, везде поставляя нам за правило удовлетворять только крайним нуждам. Такое исправление нашей жизни Он везде имел в виду. Так, когда благоволил родиться на земле, то не искал ни богато убранного дома, ни матери богатой и знаменитой, но избрал бедную, которая обручена была древоделателю; и родился в вертепе, и положен был в яслях. Избирая учеников, также избрал не ораторов и мудрецов, не богатых и славных, но и между бедными - самых бедных и нимало не знаменитых. Когда поставлял трапезу, то либо предлагал хлеб ячменный, либо к тому времени повелевал ученикам покупать на рынке; вместо ложа употреблял траву; одеяние носил бедное, не отличающееся даже от одеяния людей низкого класса; дома и вовсе не имел; если нужно было переходить с одного места на другое, то ходил пеший, так что иногда и утомлялся: когда садился, не искал ни стула, ни мягкого возглавия, но сидел на голой земле, иногда на горе, иногда при источнике, порою в одиночестве. Разговаривал даже и с самарянкой.
Также полагал меру и для самой печали: когда приходилось плакать, плакал тихо.
Повсюду, как я сказал, поставлял правила и границы, до которых позволительно доходить, но далее которых не должно идти.
Так и теперь Иисус Христос сделал ограничение, показывая, что не на конях, не на мулах надо мчаться даже в славе, но можно довольствоваться и ослом и не простираться далее необходимого.
Притом, повторяю, нельзя не видеть, как сбывается пророчество и словами, и самим делом. Какое же это пророчество? Се, Царь твой грядет тебе... кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9). Не на колеснице едет, как обыкновенно другие цари, не требует дани, не наводит Собою страха, не имеет копьеносцев, но - и здесь показывает величайшую кротость. Спроси у иудея: был ли какой-нибудь царь, который бы на осляти въезжал в Иерусалим? Он ни об одном тебе этого не скажет, как только о Нем.
Но Господь, как я выше сказал, Господь делал это в предзнаменование будущего. Здесь осленок означает Церковь и народ новый. Осленок был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, соделался чистым.
Заметь, какая точность в преобразовании! Ученики отвязывают подъяремников: и иудеи и мы призваны в новоблагодатную Церковь через апостолов и введены в нее тоже через апостолов. Наша блаженная и славная участь возбудила ревность в иудеях: и осел идет позади осленка.
Действительно, после того, как Иисус Христос воцарится над язычниками, тогда и иудеи, по своей ревности, придут к Нему. Это и утверждает апостол Павел: яко ослепление от части Израилеви быстъ, дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26).
Итак, из сказанного видим, что это было пророчество. Иначе для чего же пророку так подробно говорить о возрасте осла?
Пророчество и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно, как никто не препятствовал апостолам, когда они повели животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они уловляли.
Далее. Христос садится не на нагого осленка, но на покрытого одеждой апостолов. Это потому, что апостолы, взяв осленка, и свое все отдают, как говорит Павел: аз же в сладость иждиву и иждивен буду по душах ваших (2 Кор. 12, 15).
Но обрати внимание также и на послушание осленка. Вовсе не обученный и не знавший еще узды, он не помчался быстро, но пошел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни.
Все это совершилось словом: отрешивши приведший Ми,- и безпорядочное пришло в благоустройство, и нечистое соделалось чистым.
(†407)
Из книги: Вход Господень в Иерусалим. Слова. Поучения. Проповеди. Москва, 1999
Ответить

Вернуться в «Великий пост (Святая четыредесятница)»