Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ответить
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Сообщение admin »

Изображение

Слово «На Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Святитель Григорий Палама

Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17; Лк. 6, 44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, - для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм - во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.
Некогда виновник зла - змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть - родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим Богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.
Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками, то, чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, - и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает: бысть первый человек в душу живу, а второй Человек в дух животворящ (1 Кор. 15, 45).
Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому новому Адаму надлежало быть не только Человеком, а и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдой, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть.
Таким образом, подобно тому, как этот исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был воздвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своей благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоящей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своей, так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдой, премудростью, истиной.
Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая.
Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению. Ибо сущий от Бога, Бог Слова и Сын Собезначальный и Совечный Всевышнему Отцу, соделывается Сыном Человеческим, сыном Приснодевы. "Иисус Христос вчера и днесь,Той же и во веки" (Евр. 13, 8), неизменяемый по Божеству и непорочный по человечеству, Он один только, как о Нем предрек пророк Исаия, "беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его" (Ис. 53, 9), - Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс. 50, 7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение.
Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: "се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему" (Лк. 1, 38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву. Обратите внимание и на то, откуда началось это избрание. Из сынов Адамовых был избран Богом чудный Сиф, который по благоприличию нравов, по благолепию чувствований, по высоте добродетелей явил себя одушевленным небом, почему и удостоился избрания, из которого Дева - Боголепная колесница Пренебесного Бога - должна была родиться и воззвать земнородных к небесному усыновлению. По причине сего и весь род Сифа именовался "сынами Божиими": ибо из этого поколения имел родиться Сын Божий, так как и имя Сифа означает восстание или воскресение (из мертвых), которое, собственно говоря, и есть Господь, обещающий и дарующий жизнь безсмертную верующим во Имя Его. И какая строгая точность этого прообраза! Сиф рожден был Евой, как она сама говорила, вместо Авеля, которого по зависти убил Каин (Быт. 4, 25), а Сын Девы, Христос, родился для нас вместо Адама, которого из зависти умертвил виновник и покровитель зла. Но Сиф не воскресил Авеля: ибо он служил лишь прообразом воскресения, а Господь наш Иисус Христос воскресил Адама, поскольку Он для земнородных есть Жизнь и Воскресение, для какового и потомки Сифа удостоились, по упованию, Божеского усыновления, быв названы чадами Божиими. А что вследствие этого упования они были наименованы сынами Божиими, это показывает первый так названный и по преемству получивший это избрание сын Сифа - Енос, который, по свидетельству Моисея, первый уповал на то, чтобы называться по имени Господа (Быт. 4, 26).
Таким образом, избрание будущей Матери Божией, начиная от самых сыновей Адамовых и проходя через все поколения времен, по предведению Божию, доходит до царя и пророка Давида и преемников его царства и рода. Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. И когда они в молитве просили у Бога разрешения безчадства и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им возвещается Богоматерь и даруется от Бога, как Чадо, - чтобы от таких многодобродетельных была зачата Предобродетельная и Пречистая Дева, чтобы, таким образом, и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм - во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, - Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.
Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: "блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие" (Лк. 11, 27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм - во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины - в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Сообщение admin »

Прот. Родіонъ Путятинъ († 1869 г.)
Поученія на праздники Богородичные.
Поученіе 69. Въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.


Церковь нынѣ празднуетъ Введеніе во храмъ Пресвятыя Дѣвы Маріи. Что же значитъ это введеніе? — Родители Пресвятыя Дѣвы Маріи, Богоотцы Іоакимъ и Анна, будучи долгое время бездѣтны, молили Бога даровать имъ дитя и, если Богъ дастъ, обѣщались посвятить его Богу на житіе и служеніе въ храмѣ.

Усердная молитва праведниковъ не остается тщетною: Богъ даровалъ Іоакиму и Аннѣ дщерь, которую они назвали Маріею. Три года жила Она у нихъ дома; на четвертомъ, по данному обѣту, Она была приведена ими во храмъ; тутъ ликъ поющихъ жрецовъ и левитовъ встрѣтилъ Ее, а первосвященникъ торжественно благословилъ. Такимъ образомъ, Она осталась жить и жила неисходно до извѣстнаго времени при Іерусалимскомъ храмѣ. Сіе-то введеніе Пресвятыя Дѣвы во храмъ нынѣ празднуетъ святая Церковь.

Итакъ, Пресвятая Дѣва Марія съ трехъ лѣтъ начала жить въ храмѣ, съ трехъ лѣтъ начала служить Богу. Ужели же могла быть какая-нибудь польза отъ столь ранняго занятія? — Ужели трехлѣтній младенецъ можетъ что-нибудь понимать и перенимать? — Не только трехлѣтніе, даже и двухлѣтніе и однолѣтніе младенцы могутъ много понимать и перенимать.

Вы, конечно, замѣчали, какъ младенцы бываютъ до всего любопытны; а это есть знакъ того, что они хотятъ узнать, значитъ, и могутъ понимать; объ ихъ пямяти и говорить нечего; на ней, какъ на мягкомъ воскѣ, все отпечатлѣвается. И, въ самомъ дѣлѣ, когда дѣти научаются говорить, когда успѣваютъ запомнить столь различныя наименованія вещей? Конечно, въ младенчествѣ. Когда успѣваютъ узнать тѣ пороки, которые они обнаруживаютъ, когда приходятъ въ возрастъ? Опять въ младенчествѣ. Такъ, слушатели, почти все то остается на всю жизнь въ дѣтяхъ, что они видятъ и слышатъ въ младенчествѣ. И потому, чему вы хотите современемъ учить дѣтей, то надобно внушать имъ и тогда, когда они бываютъ младенцами. Пусть они заблаговременно пріучаются видѣть и слышать это; пусть, по крайней мѣрѣ, ихъ уши и глаза привыкаютъ къ тому, чѣмъ со временемъ должны заниматься ихъ умы и сердца.

И потому-то родители Пресвятой Дѣвы Маріи премудро сдѣлали, что такъ рано отпустили Ее жить въ храмъ. Тамъ все мірское отъ Нея было скрыто; Она видѣла и слышала божественное; Она жила и дышала божественнымъ. Напротивъ, весьма неосторожно поступаютъ тѣ изъ родителей, которые при младенцахъ дѣлаютъ и говорятъ худое или позволяютъ другимъ говорить и дѣлать непристойное. Рано еще учить ихъ доброму, говоримъ мы обыкновенно. Рано! а къ худому развѣ пріучать уже время? Мы станемъ учить дѣтей благочестію, когда у нихъ откроются понятія; а много ли будетъ пользы отъ этого ученія? Мы тогда будемъ словами удерживать ихъ отъ того, чему давно научили дѣлами. Мы не учить только ихъ будемъ, а отучать отъ того, къ чему они давно привыкли, смотря на примѣръ другихъ.

Итакъ, слушатели, будемъ, какъ можно осторожнѣе вести себя при младенцахъ; а мы всѣ имѣемъ случай часто быть съ ними. Будемъ вести себя осторожно при младенцахъ, чьи бы они ни были: — свои или чужіе; за своихъ и чужихъ мы равно дадимъ отвѣтъ Богу. Положимъ, что они и ничего не понимаютъ, но у нихъ открыты глаза, у нихъ отверсты уши; и потому будемъ удерживаться отъ худого, чтобы они не видѣли и не слышали; не будемъ пріучать ушей и глазъ ихъ къ худому. И намъ лучше будетъ на томъ свѣтѣ, если они спасутся; и намъ отраднѣе будетъ, если они по смерти не пойдутъ въ адъ, въ сіе мѣсто мученій вѣчныхъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе поученій протоіерея Родіона Путятина, съ портретомъ его. — Издание двадцать пятое. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1901. — С. 128-129.
admin
Администратор
Сообщения: 923
Зарегистрирован: 29 апр 2009, 20:45

Re: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Сообщение admin »

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.)
Слова къ тамбовской паствѣ.
На введеніе въ храмъ Пресвятыя Богородицы.


Изображение

Слова к тамбовской пастве. Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. В 1859 и 1860 годах — СПб., 1861

Вводится въ храмъ Пресвятая Дѣва — отроковица Марія, будущая Матерь Спасителя и всѣхъ вѣрующихъ въ Него! Празднуя нынѣ сіе дѣйствіе изъ Ея жизни, какъ дѣти Ея по вѣрѣ и духу, — понудимъ себя и подражать сему дѣйствію, по его силѣ и значенію. Ибо еще Пророкомъ предъизображено: приведутся царю дѣвы въ слѣдъ ея, искреннія ея приведутся тебѣ и введутся въ храмъ царевъ (Псал. 44, 15). Дѣвы — это души вѣрующихъ; — храмъ царевъ — это внутреннѣйшее Богопребываніе. Если мы вѣрующіе, то по слѣдамъ Богоматери должны восходить во внутренній храмъ — предъ лице самого Царя и Бога.

Введеніе впрочемъ въ храмъ отроковицы Богоматери было только предзнаменованіемъ восхожденія всѣхъ вѣрующихъ предъ лице Бога. Основаніе же и начало тому положено, — и самый путь туда проложенъ уже самимъ Господомъ Спасителемъ — по Его человѣчеству. Онъ вошелъ, какъ пишетъ Апостолъ, въ самое небо, да явится лицу Божію о насъ (Евр. 9, 24). Человѣчество въ лицѣ Іисуса Христа прошло небеса и стало предъ лице Самого Бога, — не ради Господа, а ради насъ. Этимъ открылся истинный путь святыхъ (Евр. 9, 8), сокрытый для древнихъ подъ символомъ вхожденія въ святая святыхъ скиніи. Послѣ сего уже всѣ вѣрующіе имѣютъ дерзновеніе входить во внутреннѣйшее за завѣсу, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ (Евр. 6, 19-20), — входить путемъ новымъ и живымъ, его же обновилъ есть намъ Господь завѣсою, сирѣчь, плотію Своею (Евр. 10, 20).

Самымъ дѣломъ вѣрующіе входятъ предъ лице Бога симъ путемъ новымъ и живымъ, уже по исходѣ изъ тѣла. Но чтобъ удостоиться сего, надобно въ здѣшней жизни умно или сердечно совершить то, что дѣломъ совершится по смерти, т. е. надобно здѣсь еще — умомъ и сердцемъ взойти во внутреннѣйшее завѣсы, стать предъ лице Бога и утвердиться тамъ на неисходное пребываніе.

Божія Матерь восходила по степенямъ. Есть степени и умнаго восхожденія къ Богу. Ихъ можно насчитать много. Укажу вамъ главнѣйшія:

Первая ступень есть обращеніе отъ грѣха къ добродѣтели. — Человѣкъ грѣшникъ — не помнитъ о Богѣ и о спасеніи души своей не заботится, а живетъ, какъ живется, удовлетворяя своимъ страстямъ и склонностямъ безъ всякихъ ограниченій, лишь бы только это не разстроивало его взаимныхъ къ другимъ отношеній. Очевидно, куда приведетъ человѣка такой путь! Но грѣшникъ въ безпечности и нерадѣніи не видитъ того. — Господь же бдитъ надъ нимъ. И бываетъ, что или ангелъ хранитель въ сердцѣ, или слово Божіе — чрезъ слухъ, — открываютъ очамъ его бездну, въ которую онъ идетъ, смѣживши очи. — Когда грѣшникъ воспріиметъ въ чувство опасность своего положенія и возжелаетъ избавиться отъ готовой ему пагубы, тогда полагаетъ въ сердцѣ своемъ твердое намѣреніе отстать отъ прежнихъ своихъ худыхъ дѣлъ и обычаевъ и начать жизнь по заповѣдямъ Божіимъ. Эта перемѣна жизни на лучшее, или какъ я сказалъ — обращеніе отъ грѣха къ добродѣтели и есть — первая ступень восхожденія къ Богу. Того, кто вступилъ на сію ступень, — вы видите занятымъ съ напряженіемъ силъ симъ однимъ добродѣланіемъ. Нѣтъ его ни на гуляньяхъ, ни въ театрѣ, ни на балахъ, — ни гдѣ, гдѣ потѣшаютъ страсти, и чрезъ нихъ служатъ сатанѣ. Онъ всегда за дѣломъ, — или на должности, или въ трудахъ по семейству, или въ дѣлахъ благочестія и благотворенія. — Ходитъ въ храмы на службы Божіи, какъ только есть возможность и соблюдаетъ всѣ уставы Церкви, помогаетъ всячески нуждающимся, дѣло свое ведетъ добросовѣстно, терпитъ, когда нужно терпѣть, — и за себя и за другихъ, соблюдаетъ миръ и миритъ, отличается постоянствомъ и степенностію, неболтаетъ по пусту, небранится, мало спитъ, мало ѣстъ и проч. Вотъ эта первая ступень!

Вторая ступень есть обращеніе отъ внѣшняго добродѣланія къ возбужденію и блюденію добрыхъ чувствъ и расположеній. Внѣшнія дѣла, какъ я говорилъ вамъ, цѣнятся болѣе по чувствамъ и расположеніямь, съ какими совершаются. Сіи чувства не всегда бываютъ исправны, при видимой исправности, и потому губятъ бóльшую часть нашихъ добрыхъ дѣлъ. Напр. въ церкви быть Богоугодное дѣло... но къ сему дѣлу можетъ привиться тщеславіе и сдѣлать его небогоугоднымъ. — Можно съ удовольствіемъ стоять въ церкви, но для того, чтобы глазѣть на то или другое, или чесать слухъ, какъ охуждаетъ Апостолъ. — И это уничтожаетъ доброту пребыванія въ церкви. То же можетъ случиться и со всякимъ добрымъ дѣломъ. Можно милостыню подавать и поститься, да видимы будемъ; — можно много трудиться для другихъ — изъ человѣкоугодія; — можно уединяться и терпѣть — изъ презорства; — можно быть усиленно дѣятельнымъ — изъ зависти, — держаться на службѣ и исправно служить изъ корысти и неправедныхъ прибытковъ, такъ что если прослѣдить всю сумму нашихъ добрыхъ дѣлъ, и строго обсудить чувства, съ какими онѣ совершаемы были, — можетъ оказаться, что онѣ всѣ — ничто — уничтожаются недобротою сокрытыхъ подъ ними чувствъ. — А вѣдь это жаль! — Такъ вотъ и надобно намъ строго смотрѣть, чтобъ никакія худыя чувства и расположенія не оскверняли нашихъ добрыхъ дѣлъ. — Сначала, когда только обратится человѣкъ отъ грѣха къ добродѣланію, — ему, можно сказать, еще некогда заняться своимъ внутреннимъ.. Вся его забота обращена на то, чтобъ отвыкнуть отъ худыхъ дѣлъ и привыкнуть къ добрымъ. Напр. въ церковь онъ не ходилъ, а проводилъ это время въ какой либо утѣхѣ; надо отвыкнуть отъ сего обычая худаго и привыкнуть къ церкви. Милостыню не подавалъ и тратилъ деньги на другое что, расточалъ, прогуливалъ: надо отвыкнуть отъ гулянья и привыкнуть къ милостыне-подаянію; постовъ не соблюдалъ, а ѣлъ много, сладко и скоромно; надо и здѣсь отъ одного отвыкнуть, а къ другому привыкнуть. — Такъ и во всемъ! Такъ говорю, на первыхъ порахъ, когда обратившійся отъ грѣха только еще отвыкаетъ отъ дѣлъ и обычаевъ грѣховныхъ и привыкаетъ къ добродѣланію, ему некогда слѣдить за своими чувствами, — хоть и не невозможно и не необычно сіе. Тутъ борьба его съ собою даетъ высокую цѣну всякому его дѣлу, хотя бы и проскользнуло когда либо недоброе чувство. Но потомъ, когда онъ навыкнетъ добродѣланію и установится въ порядкѣ добродѣтельной и благочестивой жизни, непремѣнно должно ему войти внутрь своего сердца и строго смотрѣть за своими чувствами. Прежде врагъ старался отвлекать его отъ добрыхъ дѣлъ, когда были еще сильны привычки грѣховныя. Теперь же, когда онъ отвыкъ отъ сихъ послѣднихъ и установился въ добрѣ, врагъ начнетъ неправыми чувствами уничтожать доброту дѣлъ. Такъ и надобно обратиться внутрь и смотрѣть за своими чувствами. Вотъ то время, когда работающій добру, дошедши до сознанія бѣды, опасности или безполезности труда, если при добрыхъ дѣлахъ не бываетъ добрыхъ чувствъ, положитъ твердое намѣреніе войти внутрь себя, строго смотрѣть за своимъ сердцемъ и не допускать ни въ какомъ случаѣ недобрыхъ чувствъ и расположеній — или этотъ порворотъ и обращеніе отъ внѣшняго добродѣланія къ удобренію внутреннихъ чувствъ и расположеній — есть вторая ступень въ восхожденіи къ Богу. — Называется это — внутрь-пребываніемъ, вниманіемъ ума, трезвеніемъ, различеніемъ помысловъ, или очищеніемъ сердца. Дѣло сіе состоитъ все въ томъ, чтобы отгонять недобрыя чувства и привлекать, возбуждать и укрѣплять добрыя... Съ самаго утра, говоритъ св. Діодохъ, стань у входа сердца, — и посѣкай главы исходящихъ оттуда злыхъ помысловъ. Ибо какое бы дѣло ни пришлось намъ дѣлать, — тотчасъ лѣзетъ изъ сердца худое помышленіе, чтобъ его осквернить. Нашъ долгъ — худое помышленіе отогнать, а доброе на мѣсто его воспроизвесть и съ симъ добрымъ помышленіемъ совершить дѣло. Напр. вы собираетесь въ церковь; и пойдутъ помыслы: нарядись получше, чтобъ на тебя смотрѣли, или иди, — иди, тамъ увидишь того-то или ту-то... или еще: — сходи; сходишь, скажутъ, что ты благочестивый и под. Все это надо прогнать, а на мѣсто того воспроизвесть въ сердцѣ чувство обязанности быть въ церкви во славу Божію, и съ симъ чувствомъ сходить въ церковь. — Какъ въ этомъ, — такъ надо поступить и въ прочихъ дѣлахъ. Чѣмъ бдительнѣе кто смотритъ за сердцемъ и чѣмъ безжалостнѣе будетъ отсѣкать недобрыя помышленія и чувства, возникающія изъ него, тѣмъ скорѣе ослабить, заморитъ и истребитъ сіи страстные помыслы. Они будутъ показываться все меньше и меньше, — а наконецъ и совсѣмъ улягутся и перестанутъ безпокоить, а на мѣсто ихъ укоренягся чувства добрыя и святыя. Въ сердцѣ водворится тогда миръ и невозмутимый покой. — Это походитъ на то, какъ стаканъ мутной воды поставить такъ, чтобъ онъ не колебался. Нечистота все будетъ осѣдать въ низъ; чѣмъ болѣе она спадаетъ, тѣмъ чище становится вода, а наконецъ и совсѣмъ очистится. Небо, солнце, луна и звѣзды въ немъ будутъ видимы! Вотъ это вторая ступень — очищеніе и чистота сердца чрезъ борьбу съ помыслами и страстями!

Третья ступень — есть обращеніе отъ себя къ Богу, которая состоитъ въ томъ, чтобъ стоять умомъ въ сердцѣ предъ лицемъ Бога, что собственно и есть вхожденіе во внутреннѣйшее за завѣсу — путемъ новымъ и живымъ. Первыя двѣ ступени суть только приготовленіе къ сему, но такія, что безъ нихъ ему быть нельзя. Какъ наоборотъ тѣ двѣ безъ сего послѣдняго не приводятъ къ цѣли. Начало сего состоитъ въ томъ, чтобъ утвердиться въ помышленіи о присутствіи Божіемъ. Гдѣ бы кто ни былъ, чтобы ни дѣлалъ, сознавай, что всевидящее око Божіе утверждено надъ твоимъ сердцемъ и все проникаетъ его. Какъ солнце на небѣ свѣтитъ и освѣщаетъ всю вселенную, — и всѣ твари движутся и дѣйствуютъ подъ его освѣщеніемъ: такъ да творимъ и мы всѣ свои духовныя дѣла, — на умственной тверди своей имѣя утвержденнымъ умное Солнце — Бога всевидящаго. Сіе настроеніе внутрь насъ само собою приходитъ по умиротвореніи помысловъ на второй степени, — и очищеніи сердца отъ страстей. Ибо такъ говоритъ Господь: ближени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. Но не въ одномъ зрѣніи существо сей степени, — какъ бы холодномъ Богу предстояніи. Это только преддверіе. Дѣло же самое въ томъ, чтобы сердцемъ къ Богу устремляться, забывъ все — и въ себѣ и окрестъ себя, — въ Богѣ изчезать, или къ Нему восхищаться. Святые отцы называютъ его изступленіемъ, т. е. выступленіемъ изъ обычнаго порядка жизни и погруженіемъ въ Бога, по гречески екстасисъ. Чтобъ сдѣлать это понятнѣе для васъ, скажу вамъ — одинъ-другой примѣръ: объ одномъ старцѣ говорили, что онъ помнилъ себя только до первой славы, т. е., на три псалма, а потомъ погружался въ Богосозерцаніе и такъ-умно — безъ словъ молился Господу, стоя неподвижно. О другомъ старцѣ говорили, что онъ вечеромъ становился на молитву, обращаясь лицемъ на востокъ, — воздѣвалъ руки свои, былъ восхищаемъ къ Богу, — и такъ пребывалъ неизмѣнно до тѣхъ поръ, пока солнце взошедши ударами лучей своихъ не низводило его съ блаженной высоты. Вотъ это и есть восхищеніе — или самое вступленіе во внутреннѣйшее — предъ лице Бога, о которомъ напомнило намъ празднуемое нами Введеніе Пресвятыя Богородицы. Это высшее его состояніе. Но обычное проявленіе сей степени — въ начаткахъ — есть горѣніе сердца, — или возбужденіе чувствъ при чтеніи, молитвѣ, добродѣланіи, дома и въ церкви, за дѣломъ и на пути. Плодъ сего — молитва. Вспадетъ чувство на сердцѣ, — человѣкъ входитъ сознаніемъ внутрь, — и ничего не хочеть имѣть въ мысли кромѣ Бога. Если въ семъ состояніи онъ молится, то сытости не знаетъ поклоновъ и молитвенныхъ воздыханій къ Богу. Горѣніе сердца ублажаетъ его, — и ему всегда хотѣлось бы быть въ семъ состояніи, какъ увѣряетъ Макарій Египетскій, — еслибъ можно. Вотъ, кто началъ приходить въ такія состоянія, тотъ вступилъ на третью ступень, т. е., сталъ восходить отъ себя къ Богу! Это предѣлъ восхожденій, но такой, которому конца нѣтъ: ибо Богъ безконеченъ!

Вотъ три ступени восхожденія въ слѣдъ Пресв. Дѣвы предъ лице Бога! На какой стоимъ мы съ вами, братія! На первой, второй или третьей? — Но на какой бы кто ни стоялъ — все хорошо. Вотъ кто валяется въ грѣхѣ и страстяхъ, не радя о спасеніи, — то худо! А если кто обратился отъ грѣха и вступилъ на путь добродѣтели, тотъ уже на доброй сторонѣ. Только пусть не стоитъ на одномъ мѣстѣ, ибо это опасно, а все движется по немногу впередъ, задняя забывая и въ предняя простираясь, какъ заповѣдалъ Апостолъ (Флп. 3, 13). Аминь.

1860 г.

Источникъ: Слова къ тамбовской паствѣ. Ѳеофана, епископа Тамбовскаго и Шацкаго. Въ 1859 и 1860 годахъ. — СПб.: Въ Типографія Штаба Военно-учебныхъ завѣденій, 1861. — С. 288-294.
Ответить

Вернуться в «Великие праздники»